Для успешного управления инновационной деятельностью менеджеру необходимо отличать собственно инновации от несущественных видоизменений в продуктах, технологиях, а также от реорганизаций (незначительные внешние изменения продукта без существенных изменений его потребительских свойств, изменение параметров технологического процесса без экономического эффекта, создание новых управленческих структур без разработки стратегических направлений и т. д.). Новизну инноваций оценивают как по технологическим параметрам, так и с рыночных позиций.
По технологическим параметрам различают инновации продуктовые и процессные.
С помощью продуктовых инноваций получают принципиально новые социально полезные продукты с применением новых материалов, полуфабрикатов, комплектующих.
Процессные инновации заключаются в разработке и применении новых технологий, методов организации, создании новых организационных структур.
Классификация инноваций с учетом результативности и направления ИП, а также выбора метода управления, адекватного особенностям ИП, приведена в табл. 1 [2].
Таблица 1. Классификация инноваций
По степени рыночной новизны различают инновации для мировой отрасли, для отрасли в стране, для данного предприятия или для группы предприятий.
Существуют такие типы инноваций:
* по глубине вносимых изменений -- радикальные (базовые), улучшающие, модификационные (частные);
* по степени распространения -- единичные и диффузные;
* по месту в производственном цикле -- сырьевые, обеспечивающие (технологические), продуктовые;
* по охвату ожидаемой доли рынка -- локальные, системные,
стратегические;
* по инновационному потенциалу и степени новизны -- радикальные, комбинаторные, совершенствующие.
Комплексный характер инноваций, их разнообразие и многосторонность требуют серьезной разработки и обоснованной классификации.