Ось–деталь машин и механизмов, служащая для поддержания вращающихся частей, но не передающая полезный крутящий момент, при работе испытывает изгибающий момент.
- подвижные (вращающиеся вместе с деталями на них);
- неподвижные (закреплены в корпусе изделия).
Вращающаяся ось устанавливается в подшипниках. Примером вращающихся осей могут служить оси железнодорожного подвижного состава, примером не вращающихся – оси не ведущих колес автомобиля.
Вал - деталь машин, предназначенная для передачи крутящего момента вдоль своей осевой линии. В большинстве случаев валы поддерживают вращающиеся вместе с ними детали (зубчатые колеса, шкивы, звездочки и др.). Некоторые валы (например, гибкие, карданные, торсионные) не поддерживают вращающиеся детали.
Опорами для валов и осей служат подшипники. Они воспринимают и передают на корпус (раму) машины радиальные и осевые нагрузки.
- прямыевалы по форме исполнения и наружной поверхности
- ступенчатые валы содержат участки, отличающиеся друг от друга диаметрами(удобны для установки на них различных деталей, каждая из которых должна свободно перемещаться на свое место);
- коленчатые (служат в основном для преобразования возвратно-поступательного движения во вращательное или наоборот);
- гибкие (применяют для передачи вращения между узлами машин, меняющими свое относительное положение в процессе работы).
- гладкие валы имеют одинаковый диаметр по всей длине
- сплошные
- полые валы снабжены осевым отверстием, простирающимся на большую часть длины вала
- жесткие
-карданные
-шлицевые валы по внешней цилиндрической поверхности имеют продольные выступы – шлицы, равномерно расположенные по окружности и предназначенные для передачи моментной нагрузки от или к деталям, непосредственно участвующим в передаче
-валы, совмещённые с элементами, непосредственно участвующими в передаче вращающего момента (вал-шестерня, вал-червяк).
Оси и валы выполняют в основном круглыми сплошного или кольцевого поперечного сечения.
Детали соединяют шпонками, шлицами и на подшипниках.
Подшипники предназначены для поддержания вращающихся валов и осей в пространстве и восприятия действующих на них нагрузок. Кроме осей и валов могут поддерживать детали, вращающиеся вокруг осей и валов, например катки, шкивы, шестерни.
Классификация подшипников:
- по виду трения: скольжения; качения;
- по направлению воспринимаемой нагрузки: радиальные; радиально-упорные; упорные;
- по нагрузочной способности: сверхлегкая; особо легкая; легкая; легкая широкая; средняя; средняя широкая; тяжелая.
-по конструкции колец: закрытые; открытые.
- по числу дорожек качения: однорядные; двухрядные и многорядные.