Трактор — колесная или гусеничная машина, приводимая в движение установленным на ней двигателем, предназначенная для перемещения и приведения в действие различных машин и орудий, тележек или саней, а также для привода стационарных машин от вала отбора мощности или приводного шкива.
Современные тракторы классифицируют по назначению, типу движителей и остову.
По назначению (рис. 1.1) различают тракторы:
- общего назначения — ДТ-75М, Т-150, Т-150К, Т-4А, Т-70С, К-701, используемые для выполнения работ в растениеводстве, за исключением возделывания пропашных культур. В агрегате с почвообрабатывающими машинами эти тракторы применяют на вспашке, при культивации, бороновании, посеве, снегозадержании, уборке зерновых и других культур;
- универсально-пропашные — МТЗ-80, МТЗ-82, Т-40АМ, используемые в растениеводстве и животноводстве, в том числе для возделывания и уборки пропашных культур. Разновидность универсальных колесных тракторов— самоходное шасси Т-16М и его модификации;
- специальные, применяемые для возделывания отдельных сельскохозяйственных культур (хлопка — МТЗ-80Х, чая — Т-16 ММЧ, винограда, хмеля), а также в зависимости от условий (горный, мелиоративный, болотоходный — ДТ-75Б).
По типу движителей тракторы классифицируют:
- на колесные, передвигающиеся с помощью колесного движителя;
- гусеничные, передвигающиеся с помощью гусеничного движителя;
- полугусеничные, в которых используются колесные и гусеничные движители одновременно.
По типу остова тракторы бывают:
- рамные — остов состоит из клепаной или сварной рамы, например ДТ-75М;
- полурамные — остов образуется корпусом трансмиссии и двумя продольными балками (лонжеронами), привернутыми или приваренными к корпусу;
- безрамные — остов образуется в результате соединения корпусов отдельных механизмов.
Колесные тракторы могут иметь два ведущих колеса, т. е. один ведущий мост, например МТЗ-80, и четыре ведущих колеса (два ведущих моста) для улучшения тяговых свойств и повышения проходимости, например, МТЗ-82 или Т-40АМ.
Колесный трактор по сравнению с гусеничным универсален, дешевле в изготовлении и эксплуатации. Однако на переувлажненных и рыхлых почвах он не столь эффективен в использовании, как гусеничный, так как давление на почву у последнего значительно меньше, чем у колесного, из-за большей опорной площади.