русс | укр

Языки программирования

ПаскальСиАссемблерJavaMatlabPhpHtmlJavaScriptCSSC#DelphiТурбо Пролог

Компьютерные сетиСистемное программное обеспечениеИнформационные технологииПрограммирование

Все о программировании


Linux Unix Алгоритмические языки Аналоговые и гибридные вычислительные устройства Архитектура микроконтроллеров Введение в разработку распределенных информационных систем Введение в численные методы Дискретная математика Информационное обслуживание пользователей Информация и моделирование в управлении производством Компьютерная графика Математическое и компьютерное моделирование Моделирование Нейрокомпьютеры Проектирование программ диагностики компьютерных систем и сетей Проектирование системных программ Системы счисления Теория статистики Теория оптимизации Уроки AutoCAD 3D Уроки базы данных Access Уроки Orcad Цифровые автоматы Шпаргалки по компьютеру Шпаргалки по программированию Экспертные системы Элементы теории информации

Общие сведения


Дата добавления: 2015-08-31; просмотров: 1429; Нарушение авторских прав


 

Землеройно-транспортными (ЗТМ) называют строительные машины, отделяющие грунт от массива тяговым усилием с последующим его перемещением к месту отсыпки собственным ходом. Основными рабочими операциями ЗТМ являются: послойнаяразработка грунта, его транспортирование и укладка в основание строительного объекта или отвал, а также планировка земляных поверхностей. В зависимости от вида рабочего органа различают ковшовые (скреперы) и отвальные (бульдозеры, автогрейдеры грейдер-элеваторы) ЗТМ. Эти машины отличаются простой конструкцией, универсальностью и высокой производительностью. Их применяют в дорожном строительстве, при рытье котлованов и каналов, возведении насыпей, планировке земляных, верхностей и на других работах.

Рабочий процесс включает два характерных режима: тяговый и транспортный. Исключение составляют грейдер-элеваторы, работающие только в тяговом режиме. На тяговом режиме работают при копании грунта, а на транспортном при его перемещении к месту отсыпки. Продолжительность тягового режима от общего времени рабочего процесса составляет у скреперов 10…20 %; у бульдозеров, работающих на послойной разработке грунтов 20…25 %; у бульдозеров и автогрейдеров на планировочных работах 75...80 %. Эффективность тягового режима зависит от способности машины передвигаться без буксования при повышенных сопротивлениях, а транспортного режима в основном, от скоростных качеств машины, ее проходимости и маневренности. Чаще ЗТМ при работе передвигаются по грунтовым и снежным дорогам, свежесрезанным и рыхлым насыпным грунтам. С повышением влажности грунта условия работы ЗТМ ухудшаются.

 

8.2 Скреперы.Скреперами разрабатывают грунты I и II категории непосредственно, а грунты III и IV категории после их предварительного разрыхления. Они часто работают в одном комплекте с бульдозерами-рыхлителями, используемыми также в качестве толкачей для повышения силы тяги скреперов. Скреперы не рекомендуется применять для разработки заболоченных, несвязных переувлажненных грунтов, а также грунтов с большими каменистыми включениями. Рабочий цикл скрепера включает копание (отделение грунта от массива и заполнение им ковша), транспортирование грунта в ковше к месту его укладки, отсыпку и возвращение машины на исходную позицию следующего рабочего цикла. Средняя дальность возки грунта скрепером колеблется от 3 м до 2...3 км при ковшах вместимостью соответственно 5…46 м3. Удельный расход энергии составляет 3,2...6 (кВт∙ч)/м3.



Главным параметром скрепера является вместимость ковша, в соответствии с которой различают скреперы малой (до 4 м3), средней (5... 12 м3) и большой (15 м3 и более) вместимости. Скрепер состоит из тягача и рабочего оборудования, по способу соединения которых различают прицепные (рисунок 8.1,а), полуприцепные (рисунок 8.1,б) и самоходные (рисунок 8.1,в) скреперы. У прицепных скреперов сила тяжести рабочего оборудования вместе с грунтом полностью передается на опорную поверхность через собственные ходовые устройства, а полуприцепные скреперы часть этой нагрузки передают на тягач. Обычно прицепные скреперы опираются на две ходовые оси. Существуют также одноосные прицепные скреперы (рисунок 8.1,г), у которых центр масс груженого скрепера расположен над ходовой осью.

 

а - прицепные, б – полуприцепные,

в – самоходные, г - одноосные прицепные скреперы

 

Рисунок 8.1. Схемы соединения скреперов с тягачом

 

Тяговое усилие обеспечивается гусеничным (см. рисунки 8.1,а,г), колесным одноосным (см. рисунок 8.1,в) или двухосным (см. рисунок 8.1,б) тягачом. У скреперов большой вместимости иногда природными делают также задние колеса, оборудованные встроенным в них электрическим или гидравлическим приводом (мотор- колесо),состоящим из электродвигателя или гидромотора и планетарного редуктора.

Первые колесные скреперы с конной тягой появились в 70-х гг. XVIII в. В конце XIX в. скреперы были установлены на одноосный ход с металлическими колесами. Для управления положением ковша в рабочем и транспортном режимах использовалась рычажная система. В качестве тягача использовался колесный трактор. В 1910 г Т. Шмейзером (США) был создан скрепер с ковшом вместимостью 5,4 м3 с гидравлическим управлением ковшом, приводимым в движение от колес трактора. Дальнейшее развитие конструкций скреперов шло по пути совершенствования ковшей и их систем управления. В нашей стране массовое применение получили скреперы на конной тяге при строительстве Туркестано-Сибирской дороги в 20-х гг. прошлого столетия, на Башжелдорстрое и других строительных объектах. В 30-е гг. прошлого столетия были созданы скреперы с ковшами вместимостью 5 м3 с гидравлическим управлением и 6 м3 с канатным управлением для работы с тракторами мощностью 48 кВт Челябинского тракторного завода. К концу 50-х гг. вместимость скреперного ковша уже достигла 46 м3 при мощности тягача 440 кВт.

Устройство и принцип работы скрепера рассмотрим на примере его самоходной модели (рисунок 8.2,а). Одноосный тягач 9 соединен с рабочим оборудованием сцепным устройством 8 в виде двух цилиндрических шарниров, позволяющих тягачу поворачиваться и перекашиваться относительно рабочего оборудования. Рабочее оборудование включает в себя ковш 15, опирающийся задней частью на колеса 16, а передней соединенный упряжными шарнирами 14 с боковыми брусьями 13 тяговой рамы, которая своей передней балкой опирается на тягач. Ковш ограничен днищем и боковыми стенками, а в задней части выдвижной стенкой 2, перемещаемой при разгрузке ковша гидроцилиндрами 1. В передней части ковш закрывается заслонкой 4 с помощью гидроцилиндров 3.

Для разработки грунта переднюю заслонку приподнимают и, перемещаясь на рабочей скорости, гидроцилиндрами 5 опускают ковш, заглубляя его в грунт. При этом нижний обрез заслонки должен находиться примерно на уровне земли. После заполнения ковша его поднимают, закрывают заслонкой и на транспортной скорости перемещают к месту разгрузки. Чаще скреперы используют для отсыпки грунта в насыпи, для чего после выезда на насыпь ковш опускают, оставляя щель между ножами и поверхностью передвижения, открывают заслонку и, передвигаясь на малой скорости, задней стенкой выталкивают грунт из ковша. При этом задние колеса, перекатываясь по свежеотсыпанному грунту, уплотняют его. Поворот тягача относительно ковша осуществляют с помощью гидроцилиндров 6, рабочие полости которых соединены по схеме (рисунок 8.2б), согласно которой поршневая полость каждого гидроцилиндра соединена со штоковой полостью другого гидроцилиндра. Рабочая жидкость поступает от насоса к гидроцилиндрам через гидрораспределитель 18, управляемый винтовой парой 17 от рулевой колонки. Гидроцилиндры шарнирно соединены своими гильзами с хребтовой балкой, а штоками с тягами 10.

 

 

а - общий вид; б - схема рулевого управления

 

Рисунок 8.2. Самоходный скрепер

 

Другие модели скреперов отличаются от рассмотренной способом соединения рабочего оборудования с тягачом, устройством и приводом передней заслонки, конструкцией ковша и его подвеской, обеспечивающей другие способы разгрузки: самосвальной - опрокидыванием ковша вперед или назад, полупринудительной - опрокидыванием донной части ковша и задней стенки, щелевой - путем раздвижки днища и т.п.

Наиболее энергоемкой является операция копания грунта. Ковш наполняется номинальным объемом грунта, равным его геометрической вместимости 6…15 м3 на длине 9…15 м при средней толщине стружки 0,09…0,16 м при разработке глин и 0,2…0,35 м при разработке песков. Для заполнения ковша "с шапкой" (выше его геометрической вместимости) длина пути копания увеличивается в среднем на 20 %. Ковш наполняется лучше при движении скрепера под уклон. При постоянной толщине стружки (рисунок 8.3,а) и постоянной скорости передвижения тяговая способность скрепера реализуется полностью лишь в конце копания. С целью сокращения длительности этой операции за счет использования резерва тяги в течение всей операции при разработке связных грунтов применяют клиновой способ (рисунок 8.3,б)максимально возможное по тяговому усилию заглубление ковша в начале операции с постепенным выглублением по мере его заполнения. Удовлетворительные результаты дает гребенчатый способ (рисунок 8.3,в)при разработке суглинистых и глинистых грунтов, а также клевковый способ (рисунок 8.3,г) при разработке сухих песков и супесей.

 

Рисунок 17.3. Продольный профиль выемок,
образованных скреперами

 

Основным недостатком разработки прочных грунтов являет ограниченная возможность проталкивания грунта в ковш через слой находящегося там грунта в заключительной стадии заполнения ковша. Вследствие этого тяговая способность скрепера может исчерпаться прежде чем заполнится ковш. Более эффективно заполняются ковши со ступенчатыми 11 и 12 (см. рисунок 8.2,a)или полукруглыми, выступающими в средней части ножами, где грунтовая стружка имеет большую толщину. Лучшие результаты даёт принудительная загрузка, для чего в передней части ковша устанавливают скребковый элеватор (рисунок 8.4) или шнеки, которые отделенный от массива грунт забрасывают в ковш. Такая загрузка повышает наполнение ковша в среднем на 20 %. Повысить наполняемость ковша можно за счет увеличения тягового усилия путём применения толкачей, в качестве которых используют оборудованные буферами тракторы или бульдозеры. При копании толкач заходит в хвост скрепера и, упираясь в его буфер (за задними колесами), сообщает ему дополнительное тяговое усилие. Это позволяет обычно увеличивать толщину стружки в среднем до 40 %.

Толкачи эффективно применяют при бригадной работе нескольких скреперов. В зависимости от вместимости ковша и дальности возки один толкач может обслуживать от 2 до 16 скреперов, оставаясь все время в зоне разработки грунта. Еще более эффективно использование скреперных поездов, состоящих из двух самоходных скреперов, соединяемых на время копания специальным управляемым устройством. Сначала совместным тяговым усилием двух тягачей заполняется передний скрепер, а затем задний, после чего скреперы разъединяются и движутся к месту отсыпки грунта раздельно. При таком способе ковши могут быть наполнены более чем на 10 % выше их геометрической вместимости.

При работе в транспортном режиме груженые скреперы преодолевают уклоны до 12…15 %, а с порожним ковшом до 15…17. Предельная крутизна спусков для груженых скреперов составляет 20...25 %, с порожним ковшом - 25...30 %, меньшие значения уклонов для самоходных, а большие для прицепных скреперов. Крутые подъемы груженые скреперы преодолевают с помощью толкачей.

 

Рисунок 17.4. Загрузка ковша скрепера скребковым элеватором

Техническую производительность скреперов определяют как

Пт = 3600·qкн /(tц кр ), (8.1)

где q - геометрическая вместимость ковша, м3; кн - коэффициент наполнения ковша (в среднем для скреперов без толкачей при разработке песков кн = 0,6…0,9; глин - 1…1,1; супесей и суглинков - 1,1…1,2; черноземов - 1,1... 1,25); tц - продолжительность рабочего цикла, с; кр - коэффициент разрыхления грунта.

Продолжительность рабочего цикла

, (8.2)

где lк, lтг, lp и lтп - соответственно длины путей при копании, передвижении груженого скрепера, разгрузке и передвижении порожнего скрепера, м; υк, υтг, υp и υтп -скорости передвижения на этих путях, км/ч; tп - продолжительность одного поворота, с (в среднем 12…15 с); n - число поворотов за рабочий цикл.

Длины путей копания и разгрузки

, , (8.3)

где В - ширина ковша, м; сср - средняя толщина грунтовой стружки, м; h - толщина слоя отсыпки грунта, м.

Длины путей lтг и lтп, а также число поворотов n определяют в соответствии со схемой передвижения скрепера. Скорость υк в среднем составляет 0,65...0,8 от паспортной скорости тягача на первой передаче, a υp - примерно 0,75 от паспортной скорости.

Эксплуатационная производительность скрепера:

Пэ = Пт·кв , (8.4)

где кв - коэффициент использования скрепера во времени (в среднем при расчете сменной, месячной и годовой производительности соответственно равен 0,8...0,9; 0,5...0,65; 0,4...0,5).

 



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Траверсы | Бульдозеры.


Карта сайта Карта сайта укр


Уроки php mysql Программирование

Онлайн система счисления Калькулятор онлайн обычный Инженерный калькулятор онлайн Замена русских букв на английские для вебмастеров Замена русских букв на английские

Аппаратное и программное обеспечение Графика и компьютерная сфера Интегрированная геоинформационная система Интернет Компьютер Комплектующие компьютера Лекции Методы и средства измерений неэлектрических величин Обслуживание компьютерных и периферийных устройств Операционные системы Параллельное программирование Проектирование электронных средств Периферийные устройства Полезные ресурсы для программистов Программы для программистов Статьи для программистов Cтруктура и организация данных


 


Не нашли то, что искали? Google вам в помощь!

 
 

© life-prog.ru При использовании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.

Генерация страницы за: 0.116 сек.