Инновации можно классифицировать следующим образом:
• технологические инновации, направленные на создание и освоение в производстве новой продукции, технологии, модернизацию оборудования, реконструкцию зданий, реализацию мероприятий по охране окружающей среды;
• производственные инновации, ориентированные на расширение производственных мощностей, диверсификацию производственной деятельности;
• экономические инновации, связанные с изменением методов планирования производственной деятельности;
• торговые инновации, направленные на целевые изменения сбытовой деятельности;
• социальные инновации, связанные с улучшением условий труда, социального обеспечения коллектива;
• инновации в области управления, направленные на улучшение организационной структуры, методов принятия решений.
В зависимости от технологических параметров инновации подразделяются на продуктовые и процессные.
Продуктовые инновации включают применение новых материалов, новых полуфабрикатов и комплектующих; получение принципиально новых продуктов.
Процессные инновации означают новые методы организации производства (новые технологии).
Процессные инновации могут быть связаны с созданием новых организационных структур в составе предприятия (фирмы).
По типу новизны для рынка инновации делятся на:
• новые для отрасли в мире;
• новые для отрасли в стране;
новые для данного предприятия (группы предприятий).
Если рассматривать предприятие (фирму) как систему, можно выделить:
1. Инновации на входе в предприятие (изменения в выборе и использовании сырья, материалов, машин и оборудования, информации и др.);
2. Инновации на выходе с предприятия (изделия, услуги, технологии, информация и др.);
3. Инновации системной структуры предприятия (управленческой, производственной, технологической).
В зависимости от глубины вносимых изменений выделяют инновации:
радикальные (базовые);
улучшающие;
модификационные (частные).
Перечисленные виды инноваций отличаются друг от друга по степени охвата стадий жизненного цикла.
Российскими учеными из научно-исследовательского института системных исследований (РНИИСИ) разработана расширенная классификация инноваций с учетом сфер деятельности предприятия, в которой выделены инновации:
технологические;
производственные;
экономические;
торговые;
социальные;
в области управления.
Достаточно полную классификация инноваций предложил А. И. Пригожин:
1. По распространенности:
• единичные
• диффузные.
Диффузия - это распространение уже однажды освоенного новшества в новых условиях или на новых объектах внедрения. Именно благодаря диффузии происходит переход от единичного внедрения новшества к инновациям в масштабе всей экономики.
2. По месту в производственном цикле:
• сырьевые
• обеспечивающие (связывающие)
• продуктовые
3. По преемственности:
• замещающие
• отменяющие
• возвратные
• открывающие
• ретровведения
4. По охвату:
• локальные
• системные
• стратегические
5. По инновационному потенциалу и степени новизны:
• радикальные
• комбинаторные
• совершенствующие
Два последних направления классификации, учитывающие масштаб и новизну инноваций, интенсивность инновационного изменения в наибольшей степени выражают количественные и качественные характеристики инноваций и имеют значение для экономической оценки их последствий и обоснования управленческих решений.
Разными цветами просто потому, что из разных источников. Таблица тоже из другого.
Йозев Алоиз Шумпетр – автрийский и америк экономист, социолог и историк экономич мысли.
Ввёл понятие «инновации»
Инновации появились в виде КЛАСТЕРОВ (совокупность базисных инноваций)
КЛАСТЕР - совокупность однородных элементов, идентичных объектов, образующих группу единиц.
Инновационный кластер , являясь наиболее эффективной формой достижения высокого уровня конкурентоспособности, представляет собой неформальное объединение усилий различных организаций (промышленных компаний, исследовательских центров, индивидуальных предпринимателей, органов государственного управления, общественных организаций вузов и т.д.).
Понятние кластера (девчонки,посмотрите в тетради про кластеры плиз,разве это ЭТО???)
Кластер (в экономике) (англ. cluster) — сконцентрированная на некоторой территории группа взаимосвязанных компаний: поставщиков оборудования, комплектующих и специализированных услуг; инфраструктуры; научно-исследовательских институтов; ВУЗов и других организаций, взаимодополняющих друг друга и усиливающих конкурентные преимущества отдельных компаний и кластера в целом. Примером кластера является Силиконовая долина в США.
Под экономическим кластером будем понимать структуру предприятий, объединенных едиными материальными, финансовыми и информационными потоками.
Две цели использования понятия кластер
Понятие кластер может использоваться как в целях анализа, так и в целях практической деятельности.
В первом случае кластер представляет собой альтернативный отдельному предприятию или отрасли объект изучения и, в частности, прогнозирования.
Во втором случае кластер является объектом поддержки в рамках стратегий регионального развития, разработчики которых нередко предусматривают меры по формированию кластеров, рассчитывая на то, что кластеры повышают производительность, инновационность, конкурентоспособность, прибыльность и занятость в находящихся в данном регионе фирмах.
Деятельность по поддержке кластеров называется «кластерной политикой» и обычно включает в себя:
• ликвидацию барьеров для инноваций;
• инвестиции в человеческий капитал и физическую инфраструктуру;
• поддержка географической концентрации связанных фирм.
Обычно кластерная политика рассматривается как альтернатива препятствующих конкуренции мер традиционной «промышленной политики», в рамках которой осуществляется поддержка конкретных предприятий или отраслей.
Критики кластерной политики указывают на то, что:
• концентрация производства на данной территории в рамках кластера уменьшает устойчивость региональной экономики, снижая ее диверсифицированность;
• преобладание на данной территории занятых в кластере понижает инновационность, так как она во многом является следствием соприкосновения людей, обладающих существенно отличающимися знаниями и опытом; пртивоположный подход порождает самовоспроизводяющееся групповое мышление, воспроизводство старых идей, стереотипов и подходов;
• стимулирование кластерообразования является такой же субсидией, как и традиционные меры промышленной политики.