В конце недели я вновь встретился со своими коллегами и спросил, как им понравился гамбургер.
“Ужасно”, - ответили они в унисон. Джордж был так раздражен, что напоминал поросенка с примерзшим ко льду хвостиком.
“Ради бога, скажи, что ты нашел в этом месте?” - спросил меня Тито. “Что ты имеешь ввиду? - теперь настала моя очередь выразить удивление. - Разве Вам не предлагали знаменитый “гамбургер на выброс” с швейцарским сыром, беконом, гриб . . .?” Джордж не дал мне договорить.
“Нет, его не было в меню”, - проворчал он.
“Да, я знаю, - сказал я. - Официантка должна была Вам о нем рассказать.”
“Наша официантка нам ничего не сказала. Мы заказали гамбургеры из меню и мы их получили, - сказал Тито. - Она ничего нам не предлагала. Я попробовал описать ей этот “гамбургер на выброс”. Я сказал: “Он также подается с грибами и швейцарским сыром.” “Это уже дополнительные ингредиенты!” - ответила она. Затем я сказал: “Может быть, у Вас есть Ваш фирменный соус чили . . .”
“ß íèêàê Âàñ íå ïîéìó! - ответила официантка. - Такого гамбургера у нас в меню нет” - и она уставилась на нас, как баран на новые ворота. Вдруг, словно очнувшись, она проговорила скороговоркой: “Я дам Вам еще несколько минут, чтобы Вы смогли выбрать что-нибудь”, - и отправилась на кухню или в бар, или еще куда-то. В результате мы заказали обычный чизбургер и картофель фри. Хвала небесам, с этим она справилась.”
“Кстати, - добавил Джордж, - что же ты все-таки нашел в этой забегаловке?”
Правдивая история, а вот и ее мораль:
· Блюда и напитки, поданные официантом, который умеет предлагать, всегда гораздо вкуснее, чем те, которые подаются официантом, умеющим только принимать заказ.
· Постоянное предложение-продажа способствует появлению позитивной устной рекламы (из уст в уста), благодаря чему Вы удерживаете постоянных клиентов и привлекаете потенциальных.
· Плохо налаженное обучение обслуживающего персонала приводит к появлению негативной рекламы из уст в уста.
· Обучение только половины персонала умению предлагать и продавать (другая половина при этом - все те же официанты, которые просто принимают заказ), будет стоить Вам по крайней мере половину Вашего бизнеса!