Помещения, входящие в состав магазина, подразделяются на следующие основные группы:
· торговые;
· помещения для приемки и хранения товаров и подготовки их к продаже;
· подсобные;
· служебные и бытовые;
· технические.
Торговые помещения являются основными в магазине. От размеров, пропорций и планировки помещений этой группы во многом зависят организация торгово-технологического процесса в магазине и экономические показатели его деятельности. К таким помещениям относятся:
- торговые залы магазинов;
- отдел заказов;
- зал кафетерия;
- помещения или площади дополнительного обслуживания покупателей (места отдыха покупателей, помещения для раскроя тканей, мелкой переделки швейных изделий и др.).
Состав и размеры площадей неторговых помещений определяются в соответствии со Строительными нормами и правилами в зависимости от величины (торговой площади) магазина и его специализации (типа).
Помещения для приемки и хранения товаров и подготовки их к продаже также имеют большое значение для обеспечения бесперебойного торгово-технологического процесса в магазине. В эту группу входят следующие помещения:
· разгрузочные;
· приемочные;
· кладовые (в том числе охлаждаемые камеры);
· помещения для подготовки товаров к продаже;
· кладовые, фасовочные, комплектовочные отдела заказов;
· вспомогательные помещения кафетерия.
Подсобные помещения выполняют вспомогательную функцию в магазине, но при этом создают оптимальные условия для его работы. К ним относятся:
· помещения для хранения контейнеров обменного фонда и тары; упаковочных материалов, инвентаря, спецодежды; уборочного инвентаря и моющих средств;
· помещения для приема стеклянной посуды от населения;
· моечные;
· камеры для мусора и пищевых отходов;
· мастерские для мелкого ремонта оборудования и инвентаря;
· рекламно-декорационные мастерские.
В группу служебно-бытовых помещений входят:
· помещения аппарата управления;
· комната персонала;
· предприятия питания для персонала (столовая, буфет);
· помещения для приема пищи;
· главная касса;
· гардеробные;
· душевые.
Состав технических помещений зависит от климатического района, в котором расположен магазин, а также уровня механизации, величины и товарного профиля магазина. Технические помещения включают в себя:
· машинные отделения охлаждаемых камер и лифтов;
· вентиляционные камеры;
· котельную;
· камеру кондиционирования воздуха;
· телефонные коммутаторы;
· радиоузел.
Взаимное расположение основных групп помещений магазина должно быть таким, чтобы между ними обеспечивалась технологическая связь, способствующая перемещению товаров кратчайшими путями, исключались пересечения движения потоков товаров и покупателей. Кроме того, должна предусматриваться такая планировка магазина, которая позволяла бы увеличивать площадь торговых помещений за счет неторговых. Например, при переходе магазина самообслуживания к использованию преимущественно тары-оборудования площадь торгового зала может быть увеличена за счет помещений для хранения товаров.
Товарооборот, обращение товаров; стадия процесса воспроизводства, охватывающая движение товаров от сферы производства до сферы потребления. Т. выражает стоимость (сумму) продаж средств производства и предметов потребления, характеризует качество и количество стороны экономической деятельности в сфере товарного обращения.