В 1861 г. бывшие деятели кружка хлопоманов вместе с преподавателями и студентами Киевского университета (Среди них были Павел Чубинский, братья Синегубом, Иван Касьяненко, Михаил Драгоманов) образовали новое общество – Украинскую громаду. На 1862 она насчитывала около 200 членов. Деятельность общины была легальной и культурнической. Киевская община и все последующие, возникших объединяли людей с различными политическими взглядами и убеждениями, но всех их объединяло стремление сделать нечто полезное для собственного народа.
рассылаются пропаганды (!) малороссийском языке, пишется история Украины и существует в Киевском университете ежедневная народная школа, и с этой же целью выезжают молодые люди в разные места Малороссии и Украине ».
В октябре 1859г. попечитель Киевского образовательного округа Николай Пирогов разрешил открыть первую в Российской империи воскресную школу для взрослых. Это позволило громадовцами организовывать народное образование на родном языке. Члены общины открывали воскресные и ежедневные школы, работали в них учителями, организовывали публичные лекции и библиотеки, выступали инициаторами создания гимназий, школ для подготовки народных учителей. Важным в деятельности громадовцев стало написание украинский учебников и популярных книг для народа на религиозную, историческую и иную тематику. Так усилиями громадовцев вышли книги «Немного о свет Божий», «Рассказы из Священного Писания», которую разработал священник Степан Опанович, «Арифметика» А. Конисского и др. Также они распространяли среди народа произведения Т. Шевченко, М. Вовчок и других писателей, участвовали в общественно-политической жизни. Одним из руководителей и идейных вдохновителей громадовского движения был Владимир Бонифатийович Антонович (1834–1908).
Владимир Антонович среди Украинский деятелей второй половины XIX в. был весьма колоритной фигурой: историк, археолог, этнограф, археограф; основатель народнической школы в украинской исторической науке; главный редактор Временной комиссии для рассмотрения древних актов в Киеве (1863-1880), с 1878 - профессор русской истории Киевского университета с 1881 г. - председатель Исторического общества Нестора-Летописца, один из основателей и лидеров Киевского общества; автор многих исторических и публицистических работ. Однако более загадочной личности того периода трудно найти. Его современники и потомки оставили о нем диаметрально противоположные мнения и оценки. Однако все отмечают его скромность, чрезмерную осторожность, невероятный самоконтроль, почти полную замкнутость и равенство в отношениях с разными людьми. Противоположность в оценках Антоновича была обусловлена как личными чертами характера, которые были названы выше, так и его жизненным путем. Сын одного родителя (Яноша Джидай), он формально носил имя другого (Вонифатия Антоновича); сих пор окончательно не выяснено год его рождения (1830 или 1834) и обряд его первого крещения (греко-католический или католический), по происхождению поляк, он перешел в украинский лагерь; официальную образование получил в русской гимназии, а самообразование - на французском рационализме; окончил медицинский факультет университета и резко изменил специальность - получил историческое образование; начал общественную деятельность в кругу польских революционеров - и перевернулся в состояние украинофилов; участвовал в конспиративных организациях - и имел прекрасные отношения с врагами украинства; в университете читал курс истории России, а частно - украиноведения; под своим именем публиковал нейтрально-научные, а под псевдонимом - научно-публицистические работы; основную деятельность он в Киеве, но главные надежды возложил на Галичину; порвав с польским движением, выступал за «Новую эру» в украинском-польских отношениях в Галиции и др. Единственное, в чем он не двоився, так это во взглядах относительно методов и перспективы борьбы украинский движения. До конца жизни оставался верным тем словам, которые завершали его «Исповедь»: «? Надеюсь, что трудом и любовью заслужу когда-нибудь, что украинцы признают меня сыном своего народа, так как я Все готов Разделить с ними? »И они его признали!
Вслед за киевской организовались общины в Чернигове, Виннице, Екатеринославе, Екатеринодаре на Кубани, Одессе, Полтаве, Харькове, а также в Москве. Они расширяли сеть воскресных школ, пока их количество на Украину не приблизилась к сотне. В Чернигове украинском баснописец Леонид Глебов издавал газету «Черниговский листок».