Бухгалтер (от нем. «Buch» - книга и «Halter» - держатель) - специалист в области бухгалтерии.
В настоящее время профессия является важной, без неё не обходится ни одно предприятие. Слово «бухгалтер» возникло в конце средневековья. В 1498 г. император Священной Римской империи Максимилиан I назначил «бухгалтером» Христофора Штехера.
Функции бухгалтера многообразны. Например, он производит начисление зарплаты, ведет учет материальных ценностей, производит расчет себестоимости продукции или налоговых отчислений, осуществляет расчеты с поставщиками и субподрядчиками.
Обычно специализируется на одной из функций бухгалтерского учета, однако ориентироваться должен во всех его видах.Эту профессию отличает невысокий уровень общения, ее представители контактируют не столько с людьми, сколько с финансовыми документами.
Иногда у молодежи создается впечатление, что бухгалтер - это человек, который «ворочает большими деньгами». Однако на самом деле он средствами не распоряжается, а лишь скрупулезно оформляет в документах любые движения материальных ценностей (решения о которых принимает не сам он, а начальство).
Работа бухгалтерии строго контролируется с одной стороны работодателем, с другой указами и постановлениями Минфина и Министерством по налогам и сборам, которые, увы, часто противоречат друг другу. Поэтому нужно разбираться в перипетиях законодательства и уметь общаться к госорганами, например, налоговыми. Нужно держать в голове всю финансовую картину предприятия, чтобы знать, как какая-либо сделка отразится на балансе, отчетности и премии директора. Бухгалтерский учет осуществляет бухгалтерия на предприятиях, которая может быть самостоятельным подразделением и возглавляться главным бухгалтером или находиться в составе единой экономической службы предприятия и возглавляться финансовым директором. На небольших предприятиях бухгалтерия чаще всего отсутствует. Главный бухгалтер действует в соответствии с положением о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации и возглавляет бухгалтерскую службу. Он подчиняется руководству предприятия и несет ответственность за организацию и методологические вопросы ведения бухгалтерского учета. А ответственность за финансово—хозяйственную деятельность несет руководитель предприятия.
Главным бухгалтером могут быть лица, имеющие стаж работы 3 года.
Прием и сдача дел при освобождении и назначении главного бухгалтера оформляются актом проверки состояния бухгалтерского учета и отчетности предприятия.
На главного бухгалтера не могут быть возложены обязанности, связанные с непосредственной материальной ответственностью за материальные ценности и денежные средства, он не может сам получать по чекам денежные средства и товарные ценности. Для малых предприятий могут быть исключения. По согласованию с банком главный бухгалтер осуществляет и функцию кассира. На время отсутствия бухгалтера его права и обязанности переходят к заместителю и другому должностному лицу, о чем объявляется приказом по предприятию. Главный бухгалтер подписывает документы, связанные с приемом и выдачей денежных средств, товарно—материальных ценностей, кредитными и расчетными обязательствами, договорами и материальной ответственностью. Главная задача бухгалтерии – способствовать высшему достижению результата хозяйственной деятельности предприятия. Для этого необходимо обеспечить:
1) информацию о фактическом результате деятельности предприятия;
2) контроль сохранности средств и их законного целевого использования;
3) достоверный учет расходов и доходов;
4) точный учет и своевременные расчеты с бюджетом, учредителями, поставщиками и кредиторами по отчислениям и платежам;
5) правильное и своевременное составление бухгалтерской отчетности.
Предприятие может самостоятельно установить организационную форму бухгалтерии, исходя из вида предприятий, форму и методы бухгалтерского учета, систему внутрипроизводственного учета, отчетности и контроля. Предприятие может выделить на отдельный баланс своего производства и хозяйства, филиалы, представительства, отделения.
Основные правила ведения бухгалтерского учета в соответствии с положением об отчетности и учете следующие:
1) соблюдение в течение отчетного периода принятой учетной политики;
2) отражение хозяйственной операции и оценки имущества;
3) полнота отражения в учете за учетный период всех хозяйственных операций, осуществленных в тот период, и результатов инвентаризации, осуществляющейся в этот период.