Системы контроля меняются в зависимости от стадии жизненного цикла самой компании.
На стадии зарождения компании с учетом малых размеров и простой структуры управления достаточно контроля персонала внутри малых рабочих групп.
С ростом компании развиваются структуры управления, появляется необходимость в развитии компетенций или в поиске будущих преимуществ. В этой ситуации контроль должен быть достаточно подвижен (в основном со стороны коллектива).
Начиная со стадии замедления роста, выбор системы контроля зависит, в том числе, и от конкурентной стратегии компании. Например, ценовой лидер должен использовать контроль по выходу и бюрократический контроль, а дифференциатор - уделять внимание и контроль со стороны коллектива.
На стадии зрелости продукты должны быть стандартизированы, расширяется их диапазон. Для ценового лидера основною целью является снижение издержек. Дифференциатор должен стремиться к развитию отличительных преимуществ. Особое значение, соответственно, приобретают бюрократический контроль и контроль со стороны коллектива.
В стадии упадка контроль должен отслеживать издержки ухода из СЗХ и полные стоимости изменения стратегии. В связи с этим используется вариант бюрократического контроля и контроля по выходу.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данном учебном пособии представлены сведения о специфике стратегического управления компанией в условиях рынка и проблемах, возникающих в процессе получения и удержании конкурентной позиции. Материал изложен последовательно, согласно логике этапов стратегического менеджмента, что формирует системный взгляд на проблемы анализа, выбора и реализации стратегии компании.
В учебном пособии достаточно подробно раскрыта тема стратегического анализа компании в разрезе внешней (макро- и микроокружение) и внутренней среды, информация по которым сводится в варианте ситуационного анализа, что позволяет связать факторы в единую систему.
При описании процесса выбора стратегии компании даются рекомендации по алгоритму формирования стратегий для компании одиночного бизнеса и диверсифицированных компаний. Отдельно рассматриваются вопросы стратегий роста и развития компании, а также анализа портфеля стратегических зон. Портфельный анализ позволяет сделать вывод об оптимальности набора СЗХ компании и сформулировать варианты стратегий балансировки портфеля.
Далее рассматриваются вопросы реализации стратегии компании, зависящие от организационных процессов, степени восприятия сотрудниками стратегических изменений, соответствия организационной структуры и корпоративной культуры сформулированной стратегии анализируемого субъекта. Завершающим этапом является выбор системы стратегического контроля.
Полученные знания будут являться базой для изучения и понимания материала в рамках курса «Методы стратегического менеджмента» для магистрантов экономических специальностей всех форм обучения.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1. Каковы основные этапы эволюции систем управления?
2. В чем преимущества и недостатки управленческих систем?
3. Каковы особенности стратегического управления?
4. Перечислите основные этапы стратегического менеджмента.
5. Дайте определение стратегии компании.
6. Сформулируйте основные положения концепции «5П».
7. Какие факторы влияют на формирование стратегии компании?
8. Перечислите основные организационные уровни разработки стратегии. Какие задачи решаются на каждом из уровней?
9. Как вы понимаете термины «СЗХ» и «СХЦ»?
10. Что такое стратегическая гибкость? Какие бывают виды гибкости? Как виды гибкости между собой взаимодействуют?
11. Что такое синергизм? Что является источником синергизма?
12. Как проводится оценка синергизма? Может ли эффект синергизм быть отрицательным?
13. Какие элементы включены в стратегический выбор компании?
14. С какой целью формулируется видение компании?
15. Какие элементы должны присутствовать в миссии компании?
16. В чем отличие миссии от целей компании?
17. Каковы особенности формулирования миссии?
18. Какими характеристиками должны обладать цели компании?
19. В чем различия между финансовыми и стратегическими целями компании?
20. Какие ресурсы и способности сложнее поддаются имитации?
21. В чем отличие макроокружения от микроокружения?
6. Горемыкин В.А., Богомолов А.Ю. Бизнес-план: методика разработки. – М.: Ось-89, 2002. – 27 с.
7. Гусаков В. Стратегическое управление: искусство завоевания [Электрон.ресурс]: – Режим доступа: http://www.bizstrategy.ru
8. Ефремов В.С. Классические модели стратегического анализа и планирования: модель ADL/LC // Корпоративный менеджмент [Электрон. ресурс] – Режим доступа: http//www.cfin.ru
9. Ефремов В.С. Классические модели стратегического анализа и планирования: модель Shell/DPM // Корпоративный менеджмент [Электрон. ресурс] – Режим доступа: http//www.cfin.ru
10. Зуб А.Т. Стратегический менеджмент: теория и практика: Учеб. пособие для вузов. – М.: Аспект Пресс, 2002. – 415 с.
11. Керцнер Г. Стратегическое планирование для управления проектами с использованием модели зрелости: Пер. с англ. – М.: Компания Ай-Ти, 2003. – 320 с.
12. Люкманов В.Б. Стратегический менеджмент: Учеб. пособие. – М.: МИТХТ, 2003. – 100 с.
13. Минцберг Г., Альстрэнд Б., Лэмпел Дж. Школы стратегий. –СПб.: Питер, 2002. – 336 с.
18. Руденко А. Клиентская лояльность: три модели поведения // Актуальные аспекты управления [Электрон. ресурс] – 20.06.2002. – Режим доступа: http://www.e-xecutive.ru
19. Сизонс М. Управление стратегическим планированием [Электрон. ресурс] – 2008. – Режим доступа: http//www.citystrategy.ru
20. Стратегическое управление [Электрон. ресурс]: Аналитика. – Консультационная компания «Ключевые решения». – Режим доступа: www.krconsult.org
21. Томпсон А.А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации для анализа. – 12-е изд.; Пер. с англ. - М.: Вильямс, 2007. – 928 с.
22. Фатхутдинов Р.А. Стратегический менеджмент. – 9 изд., испр., доп. – М.: Дело, 2008. – 448 с.
23. Хасси Д. Менеджмент. Стратегия и планирование: руководство менеджера: Электронная книга. – М.: Равновесие, 2004.