Планирование – процесс моделирования вариантов развития объекта (явления) на определенный период оценки, сравнения, выбора и разработки промежуточных и конечных показателей реализации плана.
Экономическое планирование – способ моделирования развития предприятия и показателей его деятельности:
- производства и поставки продукции
- потребления и использования ресурсов
- затраты результатов, денежных потоков и эффективности функционирования
Результатом планирования является оформленный и утвержденный план.
Планирование включает в себя:
1. максимальное извлечение прибыли
2. повышение эффективности выпускаемой продукции
3. повышение технологического уровня производственных фондов и технологических процессов
4. снижение негативного влияния предприятия на окружающую среду и ликвидация его последствий
5. улучшение охраны труда и повышение эффективности
6. улучшение структуры капитала
7. повышение эффективности использования природных и материальных ресурсов
Планирование, как функция управления предприятием
Процесс планирования содержит следующие стадии:
- разработку общих целей
- выбор основных путей и средств достижения задач
- контроль за всеми ресурсами предприятия
Функции планирования представляют собой систему организационно-управленческих функций, каждая из которых непосредственно относится к плановой деятельности:
формирование стратегии
планирование работ
проектирование операций
организация процессов
координация работ
мотивирование деятельности
контроль и оценка результатов
корректировка и изменение планов.
Виды и содержание внутрифирменного планирования.
Основные вопросы, на которые отвечает внутрифирменное планирование:
- какую продукцию или услугу следует производить на предприятие
- сколько продукции выгодно производить, и какие экономические ресурсы следует задействовать
- кто будет потреблять производимую продукцию, и по какой стоимости
Основным объектом внутрифирменного планирования служит взаимосвязанная система планово-экономических показателей, характеризующих процесс производства, распределения и потребления товаров и услуг.
Внутрифирменное планирование имеет 2 формы: технико-экономическое и оперативное планирование.
ТЭП предусматривает целостной системы показателей деятельности предприятия в единой взаимосвязи и периоде действия. В ходе такого планирования обосновываются оптимальные объемы производства, выбираются необходимые производственные ресурсы, устанавливаются нормы и определяются конечные финансово-экономические показатели.
Оперативное планирование представляет собой последующее развитие и завершение технико-экономических планов предприятия. На данном этапе планирования устанавливаются текущие производственные задания на рабочих местах, участках, а так же осуществляется организационно-управленческие корректировки процесса производства.
Внутрифирменное планирование включает следующие категории плана:
- план, как экономический прогноз
- план, как основа контроля деятельности
- план, как средство управления
- план, как основа выработки стратегии и цели
Оценка качества разрабатываемых планов
Для оценки качества планов необходимо иметь систему показателей, характеризующих их реальность и напряженность, обоснованность и оптимальность, степень точности и уровень риска.
Важным оценочным показателем качества разрабатываемых планов на предприятие служи уровень их напряженности.
Напряженность планов служит одной из основных характеристик рационального использования планируемых экономических ресурсов в процессе производства.
В общем виде коэффициент напряженности планов можно определить путем сравнения соответствующих показателей с установленной мерой или существующим эталоном.
Такой способ расчета коэффициента может быть использован для оценки разнообразных разделов или показателей плана:
- производство продукции
- потребность в ресурсах
- получение доходов
- распределение прибыли
Организация плановой работы
В планирование деятельности участвуют производственные и функциональные службы.
Высшее руководство предприятия -> руководство отдельных звеньев управления -> руководство планово-экономической службы.
Виды и формы планов на предприятие
Виды планов, систематизируемые по основным классификационным признакам:
1. по содержанию планов:
- технико-экономический
- оперативно-производственный
- финансово-инвестиционный
- бизнес-план
Каждый из этих планов предусматривает выбор системы плановых показателей, характеризующих виды конкретной деятельности, сроки выполнения работ, конечные и промежуточные результаты
2. по уровню планирования:
- фирменное планирование
- корпоративное планирование
- иные системы планирования, относящиеся к высшему управленческому звену.
3. по методам обоснования:
- рыночное планирование основано на взаимодействие спроса, предложения и цен на производимые товары и услуги
- индикативное планирование – регулирование (гос.) цен, тарифов, налоговых ставок, банковских процентов и других макроэкономических показателей
- централизованное планирование предусматривает установление вышестоящих органов управления плановых показателей
4. по времени действия:
- долговременное
-среднесрочное
- кратковременное
5. по сфере применения:
- внутрицеховое
- бригадное
- индивидуальное
6. по стадиям разработки:
- предварительное
- окончательное
7. по степень точности:
- укрупненное
- уточненное
8. по типам целей:
- оперативное: выбор средств, решение основных задач плановой деятельности
- тактическое: включает способы достижения установленных задач или основной миссии
- стратегическое: включает выбор и обоснование средств для достижения основных целей в долгосрочном развитии
- нормативное: включает обоснованный расчет или выбор по основным показателям
Принципы планирования
1) единство: предопределяет системность планирования, что определяет элементы или объекты планирования, находятся во взаимосвязи, входящих в общий процесс планирования
2) непрерывность: основывается на использование всех элементов одновременно, в том числе изменения и корректировки плана
3) гибкость: связана с возможностью внесения изменений в общую систему планирования
4) точность: детальное исполнение плана по абсолютным и относительным показателям
5) участие: означает, что в плановой деятельности участвуют все сотрудники
Методы и средства планирования.
В зависимости от цели планирования различают следующие методы:
1. балансовый метод: является основным в процессе планирования и представлен в виде совокупности приемов, используемых для обеспечения увязки и согласования взаимозависимых показателей с целью достижения их равновесия
2. метод экономического анализа: заключается в применение сопоставляемых затрат и результатов в сравниваемых периодах, а так же выявление степени и динамики влияния внешних и внутренних факторов на результаты.
3. нормативный метод: базируется на системе норма и нормативов, используемых в технико-экономических расчетах
4. экономико-математическое моделирование: совокупность экономических и математических приемов и методов для расчета плановой деятельности
5. деловое планирование (бизнес-план): применяется как для вновь созданных предприятий, так и для изменения существующих стратегий плановой деятельности через разработку основных видов плана.
Нормативная база планирования
Обоснование планового развития предприятия осуществляется на основе системы технико-экономических норм и нормативов.
Норма - плановый или временно утвержденный для разработки показателей: удельный вес, расход материалов.
Норматив – показатель, используемый при расчете норм или их составляющих, а так еж коэффициентов.
Нормы и нормативы выполняют следующие функции:
- база для расчета и организации производства
- на их основе осуществляется планирование всех ТЭ показателей
- на их базе организуется оперативный и бухгалтерский учет
- используется в качестве инструмента контроля за использованием ресурса.
ТЭ нормы и нормативы разрабатываются по следующим основным группам:
1. нормы затрат живого труда:
- нормы затрат рабочего времени на единицу продукции
- нормы выработки продукции на единицу времени
Предназначение – определить уровень производительности труда, размер з/п и т.д.
2. нормы материальных затрат:
- нормы расходы сырья, материалов, топлива, энергии
Предназначение – определение потребного количества отдельных видов материальных ресурсов для выполнения производственной программы.
3. нормативы использования орудий труда:
- машины оборудование
Предназначение – определение уровня использования производственной мощности
4. нормативы организации производственного процесса:
- длительность производственного цикла
- запасы сырья, материалов
- объем незавершенного производства
Нормы и нормативы являются необходимой базой расчета себестоимости продукции.
Сущность стратегического планирования
СП пришло на смену долгосрочного, включающего основные элементы:
- стр. прогнозирование
- стр. программирование
- стр. проектирование
Структурные элементы методологии СП:
- теория и методология экономики
- общенаучная методология
- методология СП
Методологический подход СП выражается в целенаправленном использование научных принципов и методов анализа, выбора и оценки в процессе разработки прогнозов, проектов, программ и планов всех направлений деятельности.
СП основывается на следующие факторы:
1. стратегия определяет назначение предприятия, его долгосрочные цели, планы действий и распределение ресурсов
2. выбор стратегии означает определение конкурентной среды организации и ее сферы деятельности
3. в стратегии учитываются сильные и слабые стороны организации, возможности и угрозы, возникающие во внешней среде
4. стратегия логически обосновывает распределение задач и принятие основных решение в деятельности предприятия
СП предполагает:
- анализ перспектив предприятия и позиций в конкурентной борьбе
- метод выбора стратегии
- анализ путей диверсификации, т.е. оценка недостатков выбора видов деятельности и определение новых
- экономико-математический (линейное и нелинейное программирование)
- эвристический (метод экспертных оценок)
Модель жизненного цикла товара.
1- внедрение на рынок: стратегия ориентирована на рост: небольшой сбыт, большие затраты, почти нет прибыли
2- стадия роста: стратегия быстрого роста: увеличение спроса, рост прибыли
3- стадия зрелости: стратегия ориентирована на стабильность: устойчивый сбыт и прибыль
4- стадия сбыта: стратегия сокращения: снижение сбыта и прибыли
Цель модели жизненного цикла товара заключается в определение стратегии бизнеса для каждого этапа.
Концепция жизненного цикла товара предполагает анализ проблем в освоение рынка и то, как с помощью стратегии можно развивать основные виды деятельности предприятия.