Он ведется в целях обеспечения разработки федеральных и территориальных программ геологического изучения недр, комплексного использования месторождений полезных ископаемых и рационального размещения предприятий по добыче.
Он включает в себя сведения по каждому месторождению, характеризующие количество и качество основных и сопутствующих полезных компонентов, горнотехнические, гидрогеологические, экологические и др. условия разработки месторождений, а также сведения по геолого-экономической оценке месторождений и проявлений полезных ископаемых. Данные кадастра служат основой для планирования геологоразведочных работ, комплексного использования месторождений полезных ископаемых и решения иных задач экономики страны.
Каждый отдельный кадастр природного ресурса должен быть составлен как часть всей системы природных кадастров. Только тогда достигается их полная взаимосвязь, и решаются многие вопросы информационного обеспечения управления природными ресурсами. Однако в настоящее время как таковой системы кадастров природных ресурсов не существует. Если говорится о ней, то, как о простой сумме отдельных кадастров, структурно и функционально не связанных между собой.
Наиболее разработанным в методическом и практическом плане был Экономический кадастр промышленных месторождений цветных металлов, методическая разработка и практическая апробация которого в 80е гг. ХХ в. была осуществлена совместно ЦНИИ экономики и информации цветной металлургии и Ленинградским горным институтом. Экономический кадастр промышленных месторождений цветных металлов входил в состав Государственного кадастра месторождений полезных ископаемых.
Дальнейшее развитие работ по созданию системы кадастров в Горном институте привело к разработке кадастра отходов горнообогатительного и металлургического производства предприятий цветной металлургии (рис.6). Такой кадастр стал частью Экономического кадастра промышленных месторождений цветных металлов и составлялся на основе отраслевой методики, которая прошла апробацию на предприятиях цветной металлургии Урала и Казахстана.
В настоящее время Государственный кадастрместорождений и проявлений полезных ископаемых составляется и ведется на основе законодательства Российской Федерации. Согласно действующему законодательству, его цель – обеспечение разработки федеральных и региональных программ геологического изучения недр, комплексного использования месторождений полезных ископаемых, рационального размещения предприятий по их добыче и решения других народнохозяйственных задач. Кадастр должен содержать следующие фактические данные по каждому месторождению:
• количество и качество основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых;
• перечень содержащихся в них компонентов и их концентраций;
• горнотехнические, гидрогеологические, экологические и другие условия разработки месторождения;
• геологоэкономическая оценка.
Государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемыхсоставляется и ведется МПР Российской Федерации на основе геологической информации предприятий. Эту информацию все предприятия, осуществляющие геологическое изучение недр, обязаны предоставлять в федеральный и территориальный фонды в порядке, устанавливаемом Правительством РФ. Геологическая и иная информация о недрах, полученная пользователем недр за счет государственных средств, является государственной собственностью, и пользователь недр по установленной форме сдает ее в федеральный и соответствующий территориальный фонды геологической информации для хранения и систематизации Порядок и условия использования указанной информации определяется федеральным органом управления государственным фондом недр в соответствии с законодательством Российской Федерации.