Условно можно выделит 3 этапа экономической мысли:
I этап – экономия (наука о правилах ведения домашнего хозяйства). Труды Ксенофонта, Аристотеля. Цель: воспитание достойного гражданина, умеющего рационально вести хозяйство.
Для этого этапа характерно:
• Экономическое знание не выделяется в самостоятельную область исследования.
• Преобладание нормативного подхода над позитивным.
• Преобладание иррационального, догматического, религиозного аспекта над рациональным.
• Преобладание дедуктивного метода.
II этап– политическая экономика. В XVII в. утверждение капитализма в ведущих странах мира. Этот термин введен в 1615 г. Французским экономистом Монкретьеном. Здесь видна неразрывная связь экономики и политики.
Существует два направления.
1. Политэкономия богатства:
• Меркантилизм (XV-XVIII вв.) – больше продавать, меньше покупать.
• Физиократы («власть природы»). В XVII в. богатство – это простые товары с/х. производства, а именно земледелие.
• Классическая политэкономия (А.Смит, Д.Рикардо):
1) сфера формирования богатства – всё материальное производство.
2) «Теория невидимой руки рынка» - рынок может функционировать без помощи государства. Невмешательство государства в экономику (принцип «laisser faire»)
3) Термин homo economicus.
4) Осмысливали трудовую теорию стоимости. Стоимость – результат обезличенного человеческого труда. Труд – основа формирования цены.
2. Политэкономия труда (К.Маркс, Ф.Энгельс). Они считали, что именно рабочие – собственники капитала, а производитель забирает себе часть дохода. Накопление богатства. Таким взглядам способствовала тяжелая борьба между пролетариатом буржуазией. Кризисы перепроизводства. Они – авторы формационного подхода. Если производственные отношения развивались быстрее производственных сил, то возникал кризис. Производство становилось обобществляемым, а присвоение – индивидуальным. Противоречия.
III этап – современный.
Происходит уже к концу XIX в. смена парадигмы, обусловленная утверждением капитализма во многих государствах мира.
Изменения:
• Преимущество качественного анализа отдельных экономических явлений сменяется количественным анализом взаимодействия явлений с позиции равновесия.
• Теоретический анализ явлений переходит в практическую (прикладную) экономику.
Два основных направления:
1. Неоклассицизм (Альфред Маршал) – продолжение традиции классиков. Это противники активной роли государства в рыночных отношениях. Маршал – создатель теории равновесной рыночной цены. Школа – маржинализма: многие поступки людей связаны с субъективными оценками. Главный фактор покупки товара – его полезность. Маршал: есть 2 теории – марксизм и маржинализм. Он же предложил еще теорию «ножниц» - цена определяется и спросом (полезностью), и предложением (издержками), но не только труда, но и остальных факторов тоже.
2. Великая депрессия 1929-1932 гг. опровергла взгляды классиков о силе рынка. Три года были его падением и социальных проблем. Появляется новое направление – кейнсианство – за активную государственную роль в экономике, государство – это опора. Последователи этого течения основатели макроэкономики.
Институционализм. Особая популярность была в 70-80-х гг. ХХ в. в связи с переходом к постиндустриальному этапу развития. Появляется теория конвергенции (Гилбрейт) Представители этой школы считали, что жизнь людей определяется институтами, т.е. нормами поведения.
2. Методы и функции экономической теории. Позитивная и нормативная экономика.
В силу специфики предмета методы исследования в основном теоретические:
1. Метод научной абстракции (все явления, за исключением исследуемых, принимают как неважные, т.е. это стремление выявить главные связи и отвлечься от второстепенных). Звучит это: «при прочих равных условиях». При построении моделей используются математический инструментарий – метод функциональных зависимостей, в виде таблиц, уравнений и графиков.
2. Метод индукции – от частного к общему.
3. Метод дедукции – от общего к частному.
Уровни экономического исследования:
1 уровень – факты (эмпирическая экономика), индукция, дедукция.
2 уровень – принципы, законы (теоретическая наука). Позитивная экономика
3 уровень – экономическая политика (прикладная наука). Нормативная экономика содержит оценочный компонент, отвечает на вопрос «что должно быть?» Позитивная экономика – объективный подход, свободный от оценочного суждения.
4. Метод анализа и синтеза.
5 Метод единства логического и исторического. Логическое – это историческое освобождение от исторических случайностей, причем явление, рассматриваемое в более зрелой, классической форме.
6 Метод сравнения, аналогии. Свойство известного явления переносится на неизвестное.
7. Метод эксперимента. Инструментарий экономического исследования достаточно беден и имеет субъективную окраску.
В отличие от других наук, экономика – наука, не претендующая на создание абсолютной истины. Поэтому взгляды экономистов очень разнятся, и это нормально.
3. Экономический выбор и модель Homo economicus
Создание модели человека экономической наукой предполагает абстрагирование от многих реально существующих черт и качеств человеческой натуры. Поэтому модель «человека экономического», или «homo economicus», отличается определенной односторонностью, поскольку человек - не только «человек экономический», реализующий себя исключительно в процессе хозяйственной жизни.
Модель «homo economicus», - наиболее известная модель. В соответствии с этой теоретической конструкцией индивид ведет себя так, чтобы максимизировать полезность в рамках определенных ограничений, основным из которых является его денежный доход. Разработанная еще в XVIII в., эта концепция дожила донаших дней, и ей отводится почетное место в любом учебнике по экономической теории.
Важно заметить, что «homo economicus» - это рациональный индивидуум.
С развитием человечества степень свободы выбора экономического поведения увеличивается, что связано с постепенной ликвидацией сословных, кастовых, политических, идеологических, правовых и прочих ограничений этой свободы.
При этом принято различать полную, ограниченную и органическую
рациональность экономического поведения (сильная, полусильная и слабая формы).
Полная рациональность, как теоретическое допущение, предполагает,
что человек наилучшим из возможных образом использует всю имеющуюся информацию и достигает наивысшего разрыва между достигнутыми результатами и произведенными затратами (максимум выгоды при минимуме затрат).
Так, ограниченная рациональность, т. е. полусильная форма рациональности, (Герберт Саймон) отражает невозможность при принятии хозяйственных решений использовать всю полноту имеющейся информации из-за трудностей в ее сборе и анализе, а также ограниченности познавательных способностей человека. Человек - не счетная машинка. Ограниченная рациональность означает, что человек сознательно стремится к достижению наилучшего варианта, но не имеет при этом всей полноты информации.
В случае органической рациональности, т. е. ее слабой формы (наиболее видные представители этой концепции - А. Алчиан, Р.Нельсон, С. Уинтер, Ф. Хайек) особое внимание уделяется соблюдению формальных и неформальных правил поведения, которым следует человек. Рациональность выбора может быть ограничена либо юридическими запретами, либо традициями. Гипотеза органической рациональности предполагает, что взаимодействие людей рационализируется формальными и неформальными, например, моральными правилами поведения, сложившимися эволюционным путем институтами человеческого общества.
4. Производственные возможности экономики. Кривая трансформации
Экономисты иллюстрируют проблему эффективности выбора и издержек с помощью кривой производственных возможностей (трансформации).
Максимально количество 2 благ, которые могут произвести при полном использовании ресурсов.
Полное использование – не более 100 % использование природных ресурсов, а наличие оптимальных резервов неиспользованных ресурсов.
Чем больше наращивание производства в 1 благе, тем больше жертвуешь другим.