Как гипотеза позиционной информации, так и привнесенная в биологию из математики и теоретической физики теория диссипативных или неравновесных структур, в которых совершаются колебания, требуют еще экспериментального подтверждения. Нo можно надеяться, что именно разработка таких теорий принесет новые успехи в науке, ибо только сочетание интуитивных построений и экспериментальных данных дает настоящие революционные сдвиги в познании. Профессор Московского университета Л.В. Белоусов, один из ведущих специалистов в области морфогенеза, считает оптимальное решение проблем формообразования, возможно, со временем включит в себя как теорию диссипативных структур, так и теорию биологических полей. С этим мнением нельзя не согласиться. Однако процесс морфогенеза и регуляции формы живых организмов настолько сложен, что в процессах формообразования вполне могут принимать участие также механизмы, вскрытые в концепции позиционной информации, а также способность организмов во время развития к творчеству.
Нa первый взгляд может показаться, что произошла ошибка. Как это можно эмбриогенез рассматривать как творческий процесс? Однако американский исследователь Б. Эльзассер именно так и считает. Пo его мнению, анализ молекулярнобиологических явлений в терминах физики и химии не является полным. Мысль приходит все к тому же, о чем мы говорили раньше, биологические объекты нельзя исследовать методами классической механики, так как при введение любых приборов или их датчиков в живые клетки нарушается их структура. Тогда живые объекты могут быть описаны законами статической физики. Однако и здесь можно найти существенное отличие живых систем от физических и химических систем.
Живые системы настолько гетерогенны, что невозможно произвести усреднение при исследовании их поведения обычными методами. Для большинства систем мы применяем механистическое описание, выделяем отдельные части их поведения, упрощаем и стремился понять общее по изучению отдельных частей. Для изучения развивающихся систем такой прием не подождет. Ведь для формообразовательных процессов живые структуры отбирают такие информационные сигналы, которые энергетически почти не различимы с шумом. Вот эта способность живого выбирать нужные сигналы и может быть отнесена к творчеству. БОЛЬШИНСТВО НЕЖИВЫХ СИСТЕМ СТРЕМИТСЯ К РАВНОВЕСНОМУ СОСТОЯНИЮ, В НИХ ВОЗРАСТАЕТ ЭНТРОПИЯ, А ЖИВЫЕ СИСТЕМЫ, НАОБОРОТ, НАРУШАЮТ ЗАКОН ВОЗРАСТАНИЯ ЭНТРОПИИ В ПРОЦЕССАХ ПЕРЕДАЧИ ИНФОРМАЦИИ. Особенно наглядно это выступает в развивающихся системах, когда количество информации в ходе морфогенеза резко возрастает.
Какую же роль тогда можно отвести генам, если весь организм творчески подходит к своему развитию? Нужны ли они? Бесспорно.
Гены при таком подходе представляют собой как бы оперативные символы, с помощью которых реализуются творческие процессы в эмбриогенезе, регенерации и во всем индивидуальном развитии. Наличие генов необходимо для синтеза строго индивидуальных белков, но оно недостаточно для развертывания тела в пространстве. Таким образом, В. Эльзассер, введя концепцию творческой способности развивающихся организмов, признает, что в природе существуют обобщенные закономерности, не сводимые к математически выражаемым законам, к физическому и химическому уровню развития материи [22].
Согласно концепции автора данной работы доказывается, что морфогенетическое поле связано с генетическим аппаратом и представляет собой сложный паттерн, включающий все известные и неизвестные поля. Это слабоэнергетическое, но высокоинформативное комплексное поле индивидуально и его следует называть информационным. Развитие морфогенетической системы продолжается до тех пор, пока не сгладится пространственное несоответствие между развивающееся структурой и информационным полем или информационной биоматрицей. Данные подтверждаются экспериментами на ряде гидробионтов [23, 24]. Биоматрицы используются живыми организмами, как в филогенезе, так и в онтогенезе.
ЛИТЕРАТУРА
1. Холодов Ю.А. Мозг в электромагнитных полях. М., Наука, 1982.
2. Дубров А.П. Геомагнитное поле и жизнь. Л., Гидрометеоиздат, 1974.
3. Симаков Ю.Г. Живые приборы. М., Знание, 1986. 175 с.
4. Протасов В.Р., Бондарчук А.И., Ольшанский В.М. Введение в электроэкологию. М., Наука, 1982. 324 с.
5. Лаздин А.В., Протасов В.Р. Электричество в жизни рыб. М., Наука, 1977.
6. Сафонов В.И. Нить Ариадны. М. ФиС, 1990. 300 с.
7. Карагула Ш. Прорыв в творчество. Нью-Йорк, 1976 (перевод с англ.)
8.
9. Станиславский К.С. Статьи, речи, заметки, воспоминания. М., Искусство, 1958. 684 с.
10. Лоренц К. Человек находит друга. М., Мир, 1971. 164 с.
11. Киршенблат Я.Д. Телергоны-химические средства воздействия животных. М., Наука, 1968. 130 с.
12. Литинецкий И.Б. Беседы о бионике. М., Наука, 1968, 435 с.
13. Эшерих К. Термиты или белые муравьи. С.-Петербург, 1910. 218 с.
14. Gierer A. Hydra as a model for physical concepts of biological pattern formation. Meevier (North-Holland) biomedical Press. “Develop. and Cellular Biol. Coelentarates”. 1980. P. 363-371.
15. Cilrer A. Some physical, mathematical and evolutionary aspects of biological pattern formation. – “Phil. Trans. Roy. Soc. London”, 1981, B 295, N 1078, p. 429-440.
16. Trainor L.E.H. A field approach to pattern formation in living systems. – “Phys. Can.”, 1982, 38, N 5, p. 117-120.
17. Wolpert L. Pattern formation and change. – “Life Sci. Res. Rept.”, 1982, N 22, p. 169-188.
18. Wolpert L. Positional information and pattern formation. – “Phil. Trans. Roy. Soc. London”, 1981, B 295, N 1078, P. 441-450.
19. Wolpert L. Pattern formation in biological development. – “Sci. Amer.”, 1978, 239, N 4, p. 124-125.
20. Гудвин Б. Аналитическая физиология клеток и развивающихся организмов. -М.: Мир, 1979. - 287 с.
21. Дьюкар Э. Клеточные взаимодействия в развитии животных. - М.: Мир, 2978. - 329 с.
22. Wolpert L. Pattern formation in Biological development. – “Sci. Amer.”, 1978, 239, N 4, p. 124-125.
23. Симаков Ю.Г. Информационное поле жизни. - "Химия и жизнь", 1983, № 3, с. 88-92.
24. Симаков Ю.Г. Рождение живых форм. - "Знание-сила", № 3, 1985 с. 20-22.
25. Тринкаус Дж. От клеток к органам. М. Мир, 1972. 285 с.
26. Симаков Ю.Г. Жизнь пруда. М. Колос, 1982. 202 с.
27. Джибор А. Ацетобулярия - ценнейший объект для научных экспериментов. В сб. "Молекулы и клетки". М. Мир, 1968, с. 174-183.
28. Иванов П. П. Общая и сравнительная эмбриология. Учпедгиз. Л. 1945. 344 с.
29. Рэфф Р., Кофмен Т. Эмбрионы, гены, эволюция. М. Мир, 1986. 402 с.
30. Герцен Дж. Пересадка ядер и клеточная дифференцировка . В сб. - "Молекулы и клетки". М. Мир, 1970, с. 19-37.
31. Робертис Э.М., Гёрден Дж. Пересадка генов и анализ развития. В сб. "Молекулы и клетки", 1982. М. Мир. с. 78-93.
32. Зюсс Р. и др. Рак: Эксперименты и гипотезы. М. Мир, 1977. 358 с.
33. Браун А. Опухолевая клетка снова становится нормальной. В сб. "Молекулы к клетки", М. Мир, 1967, с. 85-93.
34. Гекели Дж, Бер Г. Экспериментальная эмбриология. М-Л. Биомедгиз, 1936. 466 с.
35. Гурвич А.Г. Теория биологического поля. М. Сов. наука, 1944. - 250 с.