На территории СССР в 70-е годы на базе станций гидрометeослужбы была организована Общегосударственная служба наблюдений и контроля состояния окружающей среды (ОГСНК), построенная по иерархическому принципу: Первичные пункты наблюдений – рег.пункты - Главный центр сбора и анализа информации.
В обработанном и систематизированном виде полученная информация, имевшая гриф «Для СП», представлялась в кадастровых изданиях, таких как "Ежегодные данные о составе и качестве поверхностных вод суши", "Ежегодник состояния атмосферы в городах и промышленных центрах" и др.
Помимо ОГСНК, входящей в систему Росгидромета (Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды), экологический мониторинг осуществляется целым рядом служб, министерств и ведомств: Росгидромет, Госсанэпиднадзор, Министерство ПР РФ, Роскомзем, Рослесхоз, Минсельхозпрод, Госстрой, Госкомстат.
Поэтому в 1993 году было принято решение о создании ЕГСЭМ, которая должна объединить возможности и усилия многочисленных служб.
ЕГСЭМ включает в себя следующие компоненты:
1) мониторинг источников антропогенного воздействия на окружающую среду,
3) мониторинг биотического компонента окружающей природной среды,
4) социально – гигиенический мониторинг,
5) обеспечение создания и функционирования экологических информационных систем.
После очередной реорганизации и слияния в 2000 году природоохранных органов управления в России экологическим мониторингом фактически руководят два специальных государственных органа:
Росгидромет – организация мониторинга состояния окружающей среды, ее загрязнения, радиационной обстановки, комплексного фонового мониторинга и космического мониторинга состояния природных объектов, ведение Единого государственного фонда данных о состоянии окружающей среды, ее загрязнение.
Министерство природных ресурсов РФ – общая координация деятельности министерств и ведомств, предприятий и организаций в области мониторинга объектов природной среды, организация мониторинга источников антропогенного воздействия на окружающую среду, мониторинга животного и растительного мира, наблюдение за состоянием недр и мониторинг водных объектов. А также мониторинг лесов.
Кроме того, в работе ЕГСЭМ принимают участие:Санитарно–эпидемиологическая служба Минздрава России, Росземкадастр, Госгортехнадзор России (мониторинг геологической среды), Минатом России (мониторинг радиационно–опасных объектов и территорий), Минобороны России, Минсельхоз, Госкомрыболовства, Роскартография (осуществление топографо–геодезического и картографического обеспечения ЕГСЭМ).
задачи ЕГСЭМ:
1) разработка программ наблюдения за состоянием ОПС
2) организация наблюдений и проведение измерений показателей объектовэкологического мониторинга,
3) обеспечение достоверности и сопоставление результатов наблюдений,
4) сбор и обработка результатов наблюдений,
5) организация хранения результатов наблюдений, ведение специальных банков данных,
6) оценка и прогноз состояния объектов окружающей природной среды и антропогенных воздействий на них, состояния природных ресурсов, откликов экосистем и показателей здоровья населения на изменения в ОПС,
7) организация и проведение оперативного контроля, измерений радиоактивного и химического загрязнения ОС, образовавшегося в результате аварий и катастроф, и оценка нанесенного природе ущерба
8) обеспечение доступности экологической информации широкому кругу потребителей,
9) разработка и реализация единой научно – технической политики в области экологического мониторинга.
В нашей стране разрабатывается автоматизированная информационно управляющая система, которая осуществляет подготовку управленческих решений и называется "АUУС" - "экобезопасность России".
Цели системы:
1) Обеспечение координации деятельности по управлению в области ООС.
2) Интеграция ведомственных информационных систем экологического мониторинга.
3) Сопряжение информационно-аналитических центров с ЕГСЭМ.
4) Создание информационной структуры для природоохранных органов.
5) Информационная поддержка деятельности государственного комитета по экологии и природопользованию и министерства природных ресурсов.
Вывод: система мониторинга является составной частью системы экологической безопасности государства.