§ Получать. Когда вы смотрите телевизор, слушаете на уроке учителя или на перемене своего друга, когда смотрите на часы или на градусник, вы получаете информацию. Даже сейчас, читая эту книгу, вы опять же получаете информацию.
§ Принимать информацию может не только человек. Животные также обладают органами чувств, и зачастую даже более совершенными, чем у человека. Технические устройства тоже могут получать информацию. Например, калькулятор принимает числа, которые вы вводите, нажимая на кнопки. Кондиционер при помощи датчиков следит за параметрами окружающей среды.
§ Передавать. Когда вы рассказываете друзьям, как провели лето, или жестами подсказываете двоечнику, стоящему у доски, правильный ответ, вы передаёте информацию. В процессе передачи информации всегда существует как минимум два действующих лица: источник и получатель. Информация передаётся по каналу связи с помощью набора
Сигналом может быть что угодно: звонок, жест, слово, электрический импульс и т.д. Кивок головой — сигнал согласия; красный свет светофора - сигнал, запрещающий движение; школьный звонок - сигнал окончания урока. Во время разговора каждое слово является сигналом, а речь - последовательностью сигналов.
Канал связи - это средство передачи информации от источника получателю.
Почта, телефон и телеграф - всё это примеры каналов связи. Даже воздух может быть каналом связи, так как он является средой для распространения звуковых волн.
В процессе передачи информация может утрачиваться или искажаться в результате различных помех на канале связи. Кроме того, при передаче очень важно, чтобы получатель понимал сигналы источника, например, чтобы люди говорили на одном языке.
§ Преобразовывать. Информацию можно преобразовывать из одного вида в другой. Например, чтение книги вслух - это преобразование текстовой информации в речевую.
Как уже говорилось выше, львиную долю информации человек получает через органы зрения, поэтому чтобы информация лучше и быстрее воспринималась, имеет смысл приводить её к зрительному виду. Преобразование других видов информации в зрительную называется визуализацией.
§ Обрабатывать. Процесс обработки информации заключается в создании новой информации на основании уже существующей. Решая задачу на уроке математики, вы обрабатываете информацию: на основе уже имеющихся данных (условий задачи) получается новая информация - решение и ответ.
Можно привести множество других примеров. Видеомонтаж - это создание нового видеоряда на основании уже отснятых материалов. Ремикс песни - это создание новой композиции на основе уже существующей путём добавления дополнительных эффектов. Прогноз погоды - это результат наблюдения за состоянием атмосферы и обработки этих наблюдений.
§ Хранить. Некоторая информация настолько важна, что необходимо её сохранить, для того чтобы можно было воспользоваться ею в будущем. На протяжении всей жизни человек учится, запоминая огромное количество информации. Человек использует не только собственную память, но и другие средства: бумагу, фото- и киноплёнку, магнитную аудио- и видеоленту, магнитные и оптические диски. Всё это называют носителями информации.
Носитель информации материальный объект, способный в течение определённого периода времени хранить информацию в неизменном виде.
Важно заметить, что слово «носитель» означает, что он несёт в себе, то есть просто содержит, а не переносит информацию. В частности, носителями информации являются книга, аудиокассета, человек, тетрадь, в которой вы пишите на уроках. В принципе, в той или иной степени носителем информации является практически любой предмет или живое существо, например, можно сделать надпись и на стене, и на спичечном коробке, и на собственной руке. Однако, для того чтобы получить информацию с носителя, зачастую необходимы дополнительные средства. Например, для того чтобы получить информацию, содержащуюся на аудиокассете, необходим магнитофон.