Вступление России в ВТО предполагает соблюдение огромного комплекса экономических, правовых, социальных, экологических стандартов, которые коснутся буквально всех сфер экономической жизни. Но если в отношении экономических издержек и выгод присоединения идет оживленная дискуссия, проводятся аналитические исследования, намечаются пути решения проблем, то экологические аспекты обсуждаются слабо и чаще отдаются на откуп антиглобалистам и "зеленым". Хотя экологическое законодательство все больше диктует странам, как они должны строить свою экономику, а торговое законодательство все больше указывает, как страны должны формировать свои внутренние законы и политику в таких областях как охрана окружающей среды. За последние годы было заключено достаточно большое количество международных экологических соглашений. Из приблизительно 200 МЭС, существующих в настоящее время, около двадцати для достижения своих целей предусматривают меры в области торговли. Это означает, что соглашения накладывают ограничения на торговлю определенными продуктами в случаях, когда в торговых сделках задействованы либо участники соглашения, либо участники и не участники. В Марракешском соглашении об учреждении Всемирной торговой организации (15 апреля 1994 г.) было четко определено, что в сферу деятельности данной организации входят вопросы защиты окружающей среды, связанные с международной торговлей. Так, в преамбуле Соглашения, наряду с обеспечением устойчивого экономического роста, провозглашены задачи охраны окружающей среды: "отношения в области торговли и экономическая политика должны осуществляться с целью повышения жизненного уровня, обеспечения полной занятости и значительного и постоянного роста уровня реальных доходов и эффективного спроса, а также расширения производства и торговли товарами и услугами при оптимальном использовании мировых ресурсов в соответствии с целями устойчивого развития, стремлении к охране и сохранению окружающей среды и к расширению возможностей для этого путями, совместимыми с их соответствующими потребностями и интересами на различных уровнях экономического развития". В 1994 году на заключительной "уругвайской" встрече министры торговли стран-участниц совещания приняли решение развернуть в рамках ВТО широкомасштабную торгово-экологическую программу. С этой целью был создан Комитет ВТО по вопросам торговли и охраны окружающей среды (КТОС). В Комитете проходят дискуссии относительно влияния на торговлю мер, принимаемых правительствами в сфере охраны окружающей среды. В задачу КТОС входит определение взаимосвязей между торговой политикой и экологическими мероприятиями, соотношения между нормами ГАТТ/ВТО и положениями международных договоров об охране окружающей среды, а также разработка механизма для разрешения возникающих в международных отношениях споров, обусловленных необходимостью корректировки политики в сфере внешней торговли.
Комитет по торговле и окружающей среде ВТО
В настоящее время Комитет по торговле и окружающей среде открыт для всех членов ВТО и государств-наблюдателей и развивает деятельность по двум основным направлениям:
Разработка механизма выстраивания взаимоотношений между мерами в отношении торговли и экологическими мерами с тем, чтобы содействовать достижению устойчивости развития стран-участниц;
Подготовка рекомендаций необходимости изменений существующих положений многосторонней торговой системы в целях соблюдения экологических интересов ее участниц, которые должны быть совместимы с открытым, справедливым и не дискриминирующим характером ВТО.
Комитет действует согласно рабочей Повестке, которая включает такие основные пункты:
Формирование взаимоотношений между торговыми правилами и экологической политикой, торговыми правилами и торговыми мерами, используемыми в природоохранных целях, включая содержащиеся в многосторонних природоохранных соглашениях;
Взаимоотношения между торговыми правилами и экологическими платежами и налогами; взаимоотношения между торговыми правилами и экологическими требованиями к продукции, включая упаковку, маркировку и стандарты на повторное использование и нормативы;
Подготовка торговых правил относительно прозрачности (полное и своевременное раскрытие) природоохранных мер в отношении торговли и реализации экологической политики, которая будет иметь последствия для торговли; Выстраивание взаимоотношений между механизмами решения спорных вопросов ВТО и в многосторонних природоохранных соглашениях;
Влияние природоохранных мер на доступ к рынку, особенно в отношении развивающихся стран, в частности наименее развитых, и природоохранные выгоды от устранения торговых ограничений;
Проблема экспорта товаров запрещенных для внутреннего потребления;
Рассмотрение программы работы, предусмотренной Решением по торговле услугами и окружающей среде и в соответствующих положениях Соглашения об аспектах интеллектуальной собственности, имеющих отношение к торговле.
Основными регулятивными инструментами являются:
стандарты, устанавливающие параметры товаров, продаваемых на конкретном рынке;
регулирующие акты, определяющие методы обработки и производства, а также стандарты в сфере загрязнения;
запрет на импорт и экспорт товаров, являющихся опасными или вредными для здоровья;
импортно-экспортные ограничения, вводимые с целью сохранения и развития природных ресурсов;
требования к упаковке и маркировке товаров.
Регулятивные меры могут дополняться экономическими.
Экономические инструменты включают:
налоги на опасные и вредные для здоровья товары;
сборы и другие ценовые меры в связи с выбросами загрязнителей в атмосферу;
субсидии на охрану окружающей среды.
Несмотря на то, что ВТО не имеет отдельного соглашения по охране окружающей среды, многие существующие соглашения ВТО содержат статьи и положения, касающиеся этого вопроса. Это Соглашение по сельскому хозяйству, Соглашение по техническим барьерам в торговле, Соглашение по применению санитарных и фитосанитарных норм, Соглашение по субсидиям и компенсационным мерам.
"Зеленые" статьи соглашений ВТО, содержащих положения об охране окружающей среды:
ГАТТ, Статья 20: в определенных случаях торговля товарами, предназначенными для защиты жизни и здоровья людей, растений и животных, освобождается от обычных ограничений ГАТТ.
Субсидии и компенсации: разрешаются субсидии для целей адаптации к новому законодательству по охране окружающей среды, в размере до 20% от суммы издержек предприятия.
"Технические ограничения" в торговле (т.е. товарные и технологические стандарты) а также санитарные и фитосанитарные правила (здоровье и гигиена растений и животных); четкая формулировка задачи охраны окружающей среды.
Интеллектуальная собственность: государственные органы имеют право отказывать в выдаче патентов и лицензий, опасных для жизни и здоровья людей, растений и животных, либо представляющих угрозу окружающей среде (ТРИПС, Статья 27).
Сельское хозяйство: программы по охране окружающей среды освобождены от ограничений по субсидиям.
ГАТТ, Статья 14: в определенных случаях торговля услугами, направленными на защиту жизни и здоровья людей, растений и животных, освобождается от обычных ограничений ГАТТ.
Таким образом, ВТО предусматривает проведение экологических мероприятий как в сфере международной торговли, так и в сфере производства. Не секрет, что большинство странучастниц ВТО предъявляет и официально декларирует более жесткие требования к экологической безопасности производства и производимых продуктов, чем те, которые приняты в России. Однако, если задаться вопросом, есть ли среди документов ВТО документы, недопустимые для России с экологических позиций, то ответ будет однозначен. Сейчас таких документов, условий и соглашений нет. Более того, по правилам ВТО никакой стране нельзя регламентировать национальную политику в области охраны природы, здоровья населения и экологической безопасности производимой продукции, если она произвольно или непроизвольно содействует дискриминации между странами, создает скрытые барьеры для торговли и противоречит условиям других соглашений ВТО. Однако эколого-экономические аспекты проблемы гораздо более сложны и противоречивы, а экологический фактор постоянно используется в т.н. "торговых войнах" ("зеленый" протекционизм" и "зеленый" демпинг" - две реальные крайности этого процесса). Большинство национальных правительств слишком стремятся удовлетворить интересы национальной промышленности и будут стараться сохранить внутренние рынки, не подпуская иностранных конкурентов. По данным Минэкономразвития России уже 26 стран приняли более 130 ограничительных мер по ввозу российских товаров и услуг на свои рынки, в т.ч. по экологическим критериям. Запад начинает аккуратно предъявлять претензии по поводу экологических стандартов, касающихся в том числе и процесса производства продукта. Постараемся определить, каким образом (положительно или отрицательно) экологические соображения могут влиять на процесс присоединения России к ВТО, конкурентоспособность российской продукции на мировом рынке, понять свои сильные и слабые в этом отношении стороны и наметить основные направления действий. Сначала несколько общих соображений, отражающих экологическую ситуацию и возможный эффект для нее от социальных и экономических последствий вступления России в ВТО (Табл. 1).
Прогнозируемые при вступлении России в ВТО процессы
Возможные социальные и экономические последствия для России
Примеры возможных негативных экологических последствий
Гармонизация законодательства в т.ч. природоохранного, в соответствии с требованиями ВТО
Рост себестоимости отечественного производства и возможное снижение конкурентной способности, новые регламенты для выхода на глобальные рынки отечественных производителей, банкротство отдельных производств, вытеснение российских фирм с рынка – снижение занятости и рост бедности, социальной напряженности
Ухудшение ситуации в случаях, когда международные стандарты "мягче" отечественных. Возможный рост нагрузок на природные ресурсы, в т.ч. биоресурсы, при ослаблении законодательства по контролю за экспортом. Рост браконьерства и нагрузок на биоресурсы в регионах, охваченных безработицей и бедностью.
Внедрение системы международных стандартов, сертификации (ИСО, МЭК и др.) и пр.
Включение экологического фактора в конкурентные отношения товаропроизводителей. Экологизация производства, удорожание товаров отечественных производителей и вытекающие отсюда экономические и социальные последствия
Ухудшение ситуации в случаях, когда международные стандарты "мягче" отечественных. Расширение спектра природоохранных стандартов и сфер, требующих экологической сертификации товаров и услуг; возможное внедрение стандартов с более низкими требованиями к качеству среды
Либерализация торговли, открытие рынка для иностранных инвесторов
В отсутствии системы защиты национальной экономики и компенсационных механизмов – резкий скачок межгосударственного перераспределения природной ренты (импорт из России), вытеснение отечественных производителей и товаров. Сохранение отраслевого дисбаланса за счет предпочтения иностранных инвесторов в добывающий сектор
Рост нагрузок на природные экосистемы и биоресурсы в районах нового освоения. Увеличение на рынке доли дешевых экологически небезопасных товаров, в т.ч. инициированный и участием ВТОкрупномасштабный выход на мировые рынки генетически модифицированных культур и пищевых продуктов и добавок, полученных из ГМО.
Ограничение размеров экспортных пошлин и тарифов на товары и услуги, их отмена в перспективе
Возможное сокращение поступлений в бюджет, формирующих их расходную часть, в т.ч. используемую на социальные нужды. Открытие рынка для дешевых часто некачественных и экологически небезопасных товаров и услуг. Вытеснение с рынка российских фирм и производств.
Рост нагрузок на биоресурсы на локальном уровне. Нерегламентированное распространение экологически небезопасных товаров и услуг. Возможный экспорт эколого-опасных технологий и производств
Сокращение государственных субсидий для агросектора
Рост импорта товаров аграрного производства
Снятие аграрных нагрузок на территориях рискованного земледелия. Интенсификация аграрного производства в староосвоенных регионах. Сокращение доли природных и полуприродных экосистем в агроландшафте. Расширение в России рынка ГМ-культур и пищевых продуктов и добавок, полученных из ГМИ
Сокращение государственной поддержки отечественных производителей
Рост производства в добывающей отрасли, сохранение в экономике отраслевого дисбаланса с приоритетом сырьевых отраслей, имеющих устойчивый рынок сбыта, рост доли сырья в импорте, в т.ч. природного газа и нефти. Рост иностранных инвестиций в экономику. Выход иностранных операторов на внутренний рынок услуг в области охраны окружающей среды, в т.ч. ЖКХ, экологический консалтинг, экологический аудит и пр.
Чрезмерная эксплуатация природных ресурсов, рост антропогенных нагрузок на природные экосистемы районов нового освоения и районов транспортировки нефти и газа, рост загрязнения природной среды, сохранение технологически устаревших экологоопасных производств, лоббирование интересов иностранных добывающих компаний в районах нового освоения по экологическим критериям
В контексте данной статьи наибольшее значение приобретает вторая группа процессов, а именно, внедрение системы международной сертификации производства и продуктов. Можно сказать, что в настоящее время сертификация и экологическая маркировка превращается в инструмент западных стран, помогающий им в стратегическом плане отстаивать свои доминирующие позиции на рынке. В западных странах ежегодный прирост сегмента экологических (или - органических) продуктов питания на потребительском рынке превышает 20 процентов. В 2004 году объем этого рынка составил около 30 миллиардов долларов. По прогнозам, к 2010 г. эта цифра увеличится до $250–300 млрд. Основная часть прироста приходится на рынки Западной Европы, где лидерами по объемам продаж органических продуктов являются Германия, Италия, Франция и Великобритания. В Париже, например, существуют 23 сети органических магазинов. В Швейцарии около 60 процентов открывающихся супермаркетов входят в органические торговые сети. В 2004 году в этой стране было открыто 28 органических магазинов общей площадью 13 000 кв.м., а общий объем продаж органических продуктов питания составил 726 миллионов евро, то есть - 7 процентов от общего оборота продуктов питания. В России экологически чистые продукты питания востребованы в основном в крупных городах. К примеру, в Москве спрос на экологически чистые продукты предъявляют 80% потребителей, а 70% из них готовы платить за экологичные продукты более высокую цену. Подмосковное ЗАО "Коммунарка" производит молочные продукты с маркировкой "экологически чистый продукт", которые пользуются большим спросом. Вне всякого сомнения, что продукция с ярлыком "экологически чистые продукты Кубани" также нашла бы своего активного потребителя. В то же время рынок этот находится в стадии формирования, так как, во-первых, спрос опережает предложение, а во-вторых, неизвестно, кого можно назвать производителем такой продукции. Таким образом, это рыночная ниша, которая требует в настоящее время своего заполнения. К сожалению, в России экологической политике уделяется меньше внимания, чем во многих развитых странах. Поэтому возможны серьёзные разногласия по поводу индикаторов экологичности предприятий и производимых ими продуктов. Как же организациям достичь столь высоких показателей эффективности в области охраны окружающей среды и природопользования, управления качеством, охраны труда, чтобы соответствовать как российским, так и международным стандартам в этой области? Нам представляется, что возможные конфликты между принципами ВТО и экологическими аспектами деятельности российских предприятий не следует драматизировать, хотя оперативный и превентивный подход к их разрешению представляется очень важным. Более того, некоторые инструменты экологического менеджмента при правильном их использовании смогут не только не создавать проблемы для отечественных производителей и повышать издержки производства, но и служить эффективной маркетинговой стратегией, важным фактором повышения конкурентоспособности продукции, основой для привлечения инвестиций, развития инфраструктуры и т.д. Это так называемая стратегия "двойного выигрыша". Начнем с самого начала. Каким образом потребитель может удостовериться, что покупает товар соответствующего уровня экологической безопасности? При помощи экологической маркировки, которая является для потребителя своеобразным носителем информации об уровне экологической безопасности и чистоты товара. Экомаркировка сообщает нам об экологическом воздействии в результате производства или использования продукта. Применение экомаркировки носит добровольный характер, но для рынков отдельных видов продукции она становится важным фактором конкуренции. Скажем, если покупатели меди желают иметь самую дешевую медь, отвечающую их техническим требованиям, а проблемы экологической безопасности и загрязнения окружающей среды их, как правило, не волнуют, то применительно к молочным продуктам предъявляются особые требования безопасности, в том числе и экологические, так как их "экологическая чистота" оказывает непосредственное воздействие на здоровье потребителя, и именно этот фактор может стать определяющим в конкурентоспособности товара. Есть много различных программ внедрения маркировок, реализуемых правительствами, частными компаниями и неправительственными организациями, но все они сводятся к трем основным типам. Для каждого из них Международная организация по стандартизации (МОС), штаб-квартира которой находится в Женеве, разработала стандарты.
Три типа экомаркировки по классификации МОС
Тип I. С помощью этого типа маркировки сравниваются продукты в рамках одной категории, и она применяется для продукции, которая на протяжении всего своего "жизненного цикла" оказывается более экологически чистой. Критерии устанавливаются независимым органом и за их соблюдением следят в рамках процесса сертификации или аудита.
Такое ранжирование продуктов нелегко осуществить. Возьмем два продукта, идентичных во всем, кроме того, что один из них загрязняет воздух, а другой - воду. Какому из них отдать предпочтение?
Тип II. Маркировки этого типа содержат характеристики экологической чистоты товаров, о которых заявляют их производители, импортеры или распространители.
Они не подтверждены независимыми экспертами, не используют заранее установленных и общепринятых критериев оценки, и можно утверждать, что из трех типов экомаркировки данный тип наименее информативен. Примером маркировки типа II может служить информация о том, что данное изделие является "биоразлагаемым", но не поясняющая, о чем идет речь.
Тип III. Маркировка этого типа содержит список воздействий продукции на окружающую среду на протяжении всего ее "жизненного цикла".
Она похожа на маркировку на продуктах питания, в которых содержатся подробные сведения об их питательных свойствах - содержании жиров, сахара или витаминов. Категории представляемой информации могут задаваться соответствующей отраслью или независимыми органами. В отличие от ярлыков типа I, этот тип маркировки не содержит оценки товара, предоставляя это сделать самим потребителям. Критики этого типа маркировки сомневаются, что средний потребитель имеет достаточно времени и знаний, чтобы судить, например, о том, что выбросы серы более опасны, чем выбросы кадмия. Таким образом, экологическое маркирование продукции является подтверждением экологической безопасности , которая в определенном смысле является более широким понятием, чем просто безопасность потребления, но включает в себя и безопасность сырья, используемого для производства, и непосредственно безопасность самого производства, хранения продукта и утилизации упаковки, а также управления отходами. Экологическое маркирование продукции осуществляется в дополнение к сертификации. Сертификация – это подтверждение соответствия стандарту, т.е. документ, полученный в результате данной процедуры, будет гарантировать выполнение предприятием всех предъявляемых требований к природопользователю и наличие на предприятии деятельности по улучшению состояния в области охраны окружающей среды, охраны труда, повышения качества выпускаемой продукции, а также оказываемых услуг. Стандарт системы экологического менеджмента ИСО 14001 - одна из таких программ сертификации экологического поведения компаний на международном уровне. Данные стандарты были разработаны с учетом британских стандартов BS 7750 и международных стандартов по системам контроля качества продукции (ISO 9000). Они рассчитаны на существенную корректировку национальных экологических нормативов, улучшение экологического регулирования деятельности компаний (предприятий) и совершенствование условий международной торговли. После принятия и публикации стандарта ИСО 14001 в 1996 году в мире начались работы по сертификации СЭМ организаций. Впереди шли фирмы промышленно развитых стран, крупные международные корпорации. Первые сертификаты соответствия требованиям ИСО 14001были получены уже в 1997 году. К этому времени в европейских странах был уже накоплен определенный опыт регистрации СЭМ в рамках утвержденной директивой ЕС 1836/93 схемы экологического менеджмента и аудита — EMAS (Environmental Management and Audit Scheme), содержащей требования, во многом совпадающие с требованиями ИСО 14001. По состоянию на март 2004 года сертификаты соответствия стандарту ИСО 14001 получили более 60 тыс.организаций (плюс еще около 4 тыс. организаций — по схеме EMAS). Некоторые компании сертифицировали все свои филиалы, производства, производственные площадки на соответствие ИСО 14001 или EMAS (для европейских стран). Во многих странах приняты решения о том, что компании, осуществляющие поставку продукции для государственных нужд, или компании, производящие определенные виды продукции должны иметь сертификаты соответствия ИСО 14001 или EMAS. В работы по сертификации СЭМ вовлекаются малые и средние предприятия, которых по мировой статистике подавляющее большинство (доля предприятий с численностью работников менее 50 чел. составляет 95% от общего их количества). Большинство из предприятий, прошедших процедуру определения соответствия стандартам ISO не попадает под условия обязательной сертификации, а прошли её добровольно. То есть, не правительства с помощью законов диктуют, какие продукты и технологии приемлемы, а потребители, получив информацию с помощью ярлыков и сертификатов, сами решают, что им покупать. В отличие от правительственных законов и нормативов, эти инструменты, основанные на принципе добровольности, обеспечивают потребителя информацией, помогающей ему сделать сознательный выбор и активно стимулируют производителей. Экомаркировка информирует потребителя о конкретных продуктах, в то время как программы сертификации систем экологического менеджмента (СЭМ) сообщают ему данные о компаниях (или их подразделениях), которые производят эти продукты.
ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ ПРОЦЕССА СЕРТИФИКАЦИИ НА СООТВЕТСТВИЕ СТАНДАРТУ ISO