Считывание машиночитаемых штриховых кодов в расчетно-кассовом узле может осуществляться вручную и автоматизировано. Ручные считыватели могут быть выполнены в виде карандаша или сканирующего пистолета, которыми кассир сканирует изображение штрихового кода. Для автоматизированного считывания в расчетно-кассовых узлах применяется лазерный сканирующий стол, обеспечивающий обзор предмета с пяти сторон. Считывание штрихового кода осуществляется при перемещении товара над сканирующим столом. Единственное условие, которое необходимо выполнять при считывании, - это то, что код должен находиться на одной из пяти просматриваемых сторон. Очень часто, особенно в магазинах товаров повседневного опроса, имеются так называемые "мелкие" товары, на которые нельзя или очень трудно прикрепить ярлык со штриховым кодом или нанести штриховой код на сам товар. Это, например, мелкие канцелярские товары (авторучки и пр.), галантерейные товары (иголки, нитки и пр.), рыболовные принадлежности. В этом случае обычно используют специальные альбомы штриховых кодов, где собраны штриховые коды для этих товаров, или обозначены места на полках, коробках, ящиках, витринах, где под (над) каждым товаром указан его код. В этом случае производится считывание штрихового кода с альбома, полки или витрины.Считанный штриховой код затем декодируется и передается в процессор системного кассового терминала. На основании этого кода в базе данных осуществляется поиск записи, описывающей товар (включая цену, которая для данного товара может изменяться), и формируется кассовый чек. Кассовые чеки в таких системах содержат: краткое наименование товара, стоимость его единицы, количество, общую стоимость по наименованию, общую стоимость покупки и т. д. Код товара по EAN, так же как и внутренний код товара в магазине, обычно не содержит цену товара, так как этот признак является переменным и в различных странах на многие товары довольно часто меняется в зависимости от сезона, спроса и ряда других причин.В ряде стран в больших магазинах-супермаркетах штриховой код используется и для идентификации покупателей, которые обычно при входе в магазин получают карточку посетителя или имеют ее для повседневного длительного пользования, когда они являются постоянными (частыми) покупателями в этом магазине. Учет по покупателям ведется с целью изучения спроса, времени, частоты и количества покупок, разрешения на скидку (для частых посетителей).