Universal 3D (U3D) — универсальный формат файла трёхмерной графики, использующий сжатие данных.
Формат файла определён консорциумом 3D Industry Forum, объединившим различные группы компаний и организаций, включая Intel,Boeing, HP, Adobe Systems, Bentley Systems, Right Hemisphere и другие, для которых основной задачей является продвижение трёхмерной графики в различных сферах промышленности, имеющих специализацию в производстве, строительстве и промышленном проектировании. В августе 2005 формат был стандартизован организацией Ecma International как ECMA-363.
По основному назначению является универсальным форматом для облегчения визуализации и обмена графической информацией. Консорциум занимается поддержкой и разработкой прикладной библиотеки с открытым исходным кодом для облегчения процесса внедрения формата.
X — формат файла для хранения 3D объектов, созданный компанией Microsoft.
Этот формат хранит информацию о геометрии 3D объекта (координаты вершин и координаты нормалей), текстурные координаты, описание материалов, пути и названия к текстурам, которые используются. Хранится иерархия объектов, хранится анимация, и хранятся привязки вершин к «костям» с описанием весов. В X файле может отсутствовать какая-либо информация об объекте (например в X файле могут содержаться только координаты вершин).
X файл может быть текстовым либо бинарным.