Алгоритмы маршрутизации могут различаться по нескольким характеристикам:
• по задачам, решаемым алгоритмом;
• по принципу сбора и представления информации о сети;
• по методу расчета оптимального маршрута.
Кроме того, алгоритмы маршрутизации должны максимально удовлетворять следующим требованиям:
• выбираемый маршрут должен быть наиболее оптимальным;
• реализация алгоритма должна быть простой, а его функционирование не требовательным к вычислительным мощностям;
• алгоритм должен обладать высокой отказоустойчивостью;
• адаптация работы алгоритма к изменяющимся условиям должна происходить как можно быстрее.
Таким образом, алгоритмы маршрутизации можно классифицировать следующим образом:
• по актуальности используемых маршрутов – статические и динамические;
• по принципу обмена маршрутной информацией – состояния канала и дистанционно-векторные.
• по количеству определенных маршрутов – одномаршрутные и многомаршрутные;
• по используемой структуре маршрутизации – одноуровневые и иерархические;
• по отношению к домену – внутридоменные и междоменные;
Статические алгоритмы маршрутизации основаны на ручном составлении таблиц маршрутизации администратором сети и обычно применяются в небольших сетях с простой топологией связей.
В динамических или адаптивных алгоритмах таблицы маршрутизации, и соответственно, сами маршруты постоянно обновляются в соответствии с меняющейся топологией сети.
Алгоритмы состояния канала отличаются от дистанционно-векторных в зависимости от того, куда и какая маршрутная информация рассылается. Рассылка маршрутной информации необходима для синхронизации таблиц маршрутов на всех маршрутизаторах сети. Алгоритмы состояния каналов рассылают обновленную маршрутную информацию небольшими порциями по всем направлениям. Дистанционно-векторные алгоритмы обмениваются сообщениями, содержащими большие объемы информации, однако обмен происходит только с соседними маршрутизаторами.
Различные алгоритмы могут определять один или несколько маршрутов для достижения какого-либо узла или подсети. В многомаршрутных алгоритмах каждому из возможных маршрутов в зависимости от его пропускной способности и других показателей назначается приоритет, на основании которого происходит выбор пути пересылки пакета. При этом обычно один маршрут является основным, а остальные — резервными.