I am a school-leaver and this year I am finishing school. When you leave school, you understand that the time to choose your future profession has come. It is not an easy task to choose the right job for you. There are a lot of different professions and it is really hard to choose the one, which would be interesting for you and will help you earn your living. Generally, I think that choosing the right job is the main question not only for a school-leaver, but also for all the family. Though I understand that parents can help their children make the right choice, I guess it is much wiser to look at what interests you personally and only then try to find something that might suit your interests and your personality using your parents' advice. As a child I liked to gather with my friends at my place and we imaginedthat we were at school. I was a teacher and my friends were pupils. All my mother’s recipe books were turned into school registers; all the furniture was used as blackboards where I drew with chalk. As a result, I was punishedbut I still didn’t change my dream to connect my future profession with children. Now I have already decided what to do. I would like to become a teacher. In my opinion, to be a teacher is not an easy task because you need not only to love children, but you also should have an ability to explain things clearly, know your subject profoundlyand be an all around person. Though this is not the easiest task, I am sure that I have got almost all necessary qualities to become a really good teacher. Nowadays it is very important to know a foreign language, especially English. More and more people need qualified teachers to teach them today. I understand that this profession is greatly demanded and that is why I would like to become an English teacher. This year I am going to enter the department of foreign languagesat the local University. To get an education of a teacher it is not the only thing one needs to become a real teacher. Good teachers continue learning their subject all their career to be able to answer any questions that might arise. They should be an example of competence for their pupils. Our life is too short and that is why I cannot afford to waste my time on a job, which I am not going to enjoy. I hope that I will never regret choosing the career path of a teacher.
Список слов к топику на тему «Моя будущая профессия» (“My future career”) на английском языке:
• school-leaver – выпускник • earn your living – зарабатывать на жизнь • imaginе - представлять • school register – школьный журнал • punish – наказывать • connect one’s future profession with – связать будущую профессию с • ability to explain – умение объяснять • profoundly – углубленно, основательно • be greatly demanded – быть сильно востребованным • department of foreign languages – факультет иностранных языков • an example of competence – пример компетентности • regret – жалеть
Одним из таких людей был Абулхаир хан. Время правления Абулхаир хана принадлежит к исторической памяти казахского народа к веку степного рыцарства. Судьба этого казахского хана может считаться во многом типичной для степной элиты его поколения и, в то же время исключительной. Выходец из бедной и малоизвестной султанской семьи, он сумел за короткий срок добиться себе общественного признания и высшего сословного титула.
В самой личности, общем стиле правления и политической деятельности этого степного лидера, полководца и правителя ощутимо прослеживается сходство Абулхаир хана с такими знаменитыми личностями как Петр I, Наполеон, Бисмарк, Ататюрак, сумевших ценой жестких и неимоверных усилий сплотить свой народ и направить их на цивилизованный прорыв в основных сферах жизнедеятельности. Его идея вступления казахов под протекторат России появилось в сознании Абулхаир хана как следствие долгих и мучительных раздумий о дальнейшей судьбе казахского народа и степной государственности. Поэтому в сентябре 1730 г. Абулхаир послал посольство в Уфу с посланием к императрице Анне с просьбой о принятии в подданство хана Абулхаира с подвластными ему родами и племенами Младшего жуза. Невольно здесь возникает парадокс: Абулхаир хан борется за независимость и в то же время принимает подданство России. По его мнению, покровительство российского престола представлялось ему не самоцелью или конечной целью развития для казахов, а реальноединственным и жизнеспособным средством сохранения этносоциального единства, приобщение казахского народа к новым ценностями ведущим достижениям цивилизаций. Принятие российского подданства явилось вполне осознанным и глубоко продуманным шагом и этот прагматичный политический шаг, он считал самой крупной исторической заслугой перед будущим. «До моего подданства, - писал он незадолго перед кончиной, - сию Киргиз-кайсацкую орду никто не знал и никто сюда не нахаживал, но первым сию дорогу проложил я». Обладая военным талантом и мастерством, проявляя в сражениях храбрость и отвагу, Абулхаир приобрел большую известность в казахской степи. Он был ведущим организатором и главным героем народного сопротивления казахов в годы жонгарской агрессии. Он проводил внешнюю политику, пытаясь нейтрализовать или упредить возможные нападения соседей. В это время он вел активные военные действия не только против ойратов, но и против их волжских сородичей. Военные успехи снискали ему славу и почет также и среди родоплеменной знати. Сама по себе противоречивая фигура хана Абулхаира оказалась на перекрестке исторических путей в глубине Евразии. Время делало степных владетелей многогранными. В хане Абулхаире сочетались и искусство полководца, и талант дипломата. Оставаясь представителем своей эпохи, он является одним из ярких образцов существовавших в то время обычаев и нравов, понятий о достоинстве и неписаном кодексе чести правителя-чингизида. После смерти Абулхаир был обожествлен казахами Младшего жуза, а его могила стала объектом паломничества и мистического поклонения кочевников.
Великого бедствия, проявляя героизм, защищали казахскую степь, наравне с батырами хани Абулхайр, Абдулмамбет и султан Абильмансур, т.е. Аблай. Среди них, в истории казахов занимает особое место хан Аблай (1731-1781 гг.), который используя свое военное и дипломатическое искусство боролся за целостность казахских земель и укрепление Казахской Государственности и независимость Казахстана. Он был сыном среднеазиатского правителя, казахского султана Коркем-Уали. Во время жонгарского нашествия Абильмансур двенадцатилетним мальчиком бежал в степь и, скрывая свое происхождение, некоторое время был простым пастухом. В конце 20 - 30-х года Абильмансур принимает участие в боях с захватчиками вначале в качестве рядового воина, затем быстро выдвигается и становится одним из наиболее влиятельных батыров. Абильмансур принял имя Абылая, своего деда, знаменитого батыра, прославившегося в поединках. Он сумел по сути дела соединить в одно целое все казахские земли, включая Ташкент, и дальнейшие планы сопрягал с культурно-хозяйственным прогрессом, рассматривая союз с Россией как основу перехода казахов к оседлому земледелию и промысловой деятельности. Эти планы Аблая встретили противодействие. Как и ранее, действовали губительно сказавшиеся на судьбе казахского народа центробежные мотивы. Еще во время военных кампаний 1725-1726 гг. можно было покончить с джунгарской угрозой, если бы Абулхаир не покинул поле битвы и не ушел на северо-запад, где и принял русское подданство. Одновременно с борьбой с внешней опасностью, Абылай предпринимал огромные усилия по объединению казахских земель. Те же самые консервативно-амбициозные настроения вынудили Аблая уйти в отставку. Он уходит в Старший жуз и в мае 1781 года умирает в Ташкенте. Аблая похоронили в святыне казахов мавзолее Ахмеда Яссави. Как отмечено выше, наиболее влиятельными политическими при Аблай хане были: Казыбек бий и Бухар-жырау. Казыбек бий , мудрец и советник дожив до глубокой старости, не потерявший ясности ума, смелости и трезвости мысли; человек о мудрости и справедливости которого давно слагались легенды и песни в степи. Бухар-жырау посвятил Абылай хану очень много строк:
Ты с русскими воюя, Абылай, Вражды к своим степям не вызывай, С народом не живи ты во вражде, Певца как я, ты не найдешь нигде, Который в девяносто с лишним лет, Еще поет, в чьих песнях ты воспет.
Мы также знаем имена трех мудрецов, трех сынов народа – Толе би, Казыбек би, Айтеке би. Они сумели внушить народу великую истину: тот, кто на крутом перевале истории лишился единства, тот лишается и жизни. Три великих бия сумели образумить строптивых батыров трех жузов и собрать, сплотить народ воедино. В 1726 году на исходе весны на южном склоне Каратау, на обособленной возвышенности Ордабасы собрались на великий сбор представители всех трех жузов – ханы, бии, беки, батыры и предводители.
Три великих наших предка в ту многотрудную пору истории прибыли в местность Ордабасы, поднялись на вершину сопки и, глядя в сторону Арыси и Богена на севере, в сторону Казыгурта на востоке, в сторону окутанной хмарью горы Каратау, один за другим говорили о необходимости народного единства, об их борьбе за независимость.
Этим трем личностям суждено стать первыми, кто заговорил о единении казахов. Что же объединяло этих очень разных людей? «Историческое место трех биев, их роль и значение в судьбе казахской нации можно определить исходя из статуса власти того времени. Во времена Казахского ханства главные бии, избранные от имени жузов, играли решающую роль в упорядочении и решении вопросов внутренней политики. Точнее говоря, ханская власть выполняла обязанности реализации решений совета биев. Если попытаться провести параллель между той властью и сегодняшней, то власть биев напомнила структуру нынешней парламентской системы управления»[26]. 14 мая 1993 года Казахстан отметил 330-летие со дня рождения одной из самых замечательных фигур в истории казахского народа – Толе би – легендарного советника Тауке хана, человека, который первым всерьёз задумался о единстве раздробленного на племена, роды, жузы народа, чтобы бороться за свою независимость. Он является первым идеологом казахской государственности, непревзойденным оратором, просветителем, философом, политическим деятелем, автором многих стихотворных притч и одним из соавторов первого свода законов – «Жеты Жаргы».
Имя Толе би в советскую эпоху замалчивалась официальной исторической наукой, но поколениями передавалось в народе из уст в уста, как символ справедливого и мудрого защитника простых людей.
Толе би Алибек-улы (1663-1756) родился в Шуйском районе на жайляу Жайсан нынешней Жамбыльской области. Толе би читал по-арабски и по-персидски. С 15 лет он принимал участие в решении сложнейших вопросов, выделялся справедливостью, ораторской способностью, железной логикой мышления при решении важных вопросов. Он был учителем, воспитателем целой плеядой батыров и ханов во главе с Абылай ханом, который организовал победоносной поход против жонгаров и за сохранение своей независимости. Толе би от имени Старшего жуза участвовал в составлении свода законов обычного права «Жеты Жаргы» и играл роль в составлении этой «Степной конституции»
Толе призывал народ к терпеливости и настойчивости. Много было красноречивых и таких, которые мнили себя вождями, говорил Толе, а не смогли собрать воедино казахов, вот почему страдают они от внешнего насилия, чуждаются друг друга, терпят поражение даже от немногочисленных врагов. Если народ будет силен единством, братской солидарностью, то он станет образцом для последующих поколений. И дух батыров будет вдохновлять к победе. Ему приписывается следующее обращение к джунгарскому правителю, когда он еще совсем молодым впервые, участвовал в посольской миссии: "Ты - калмык, а мы – казахи. Ты - железо, а мы уголь, который плавит железо». Толе би гордился тем, что во времена славного Тауке хана ему посчастливилось быть рядом с глашатаями справедливости Айтеке, Казыбеком, чьи имена станут символами для будущих поколений. "Нет более прославленного батыра, чем Кабанбай, нет бия, который бы превзошел Толе бия", - писал М.Ж. Копеев. Жизнь Толе би можно охарактеризовать его же словами: "Для народа счастье не в богатых людях, а в мудрых». Каз дауысты Казыбек би является одним из известных биев. Казыбек Келдибек улы (1665-1765) родился на берегах Сырдарьи. Молодость провел в регионах Каратау и Улытау. По данным казахской летописи, он происходит из рода аргын (каракесек) Среднего жуза. Он находился при ханах Тауке, Семеке, Абулмамбете, Абылае. Один из организаторов борьбы с жонгарами. В 40-х годах способствовал освобождению из плена хана Абылая. Вместе с ханом Семеке принимал клятву на верность России. В 60-е годы цины пытались привлечь его на свою сторону. Однако он отказался от подданства Китая и, более того, ориентировал в этом смысле хана Абылая. Прах Казыбек би захоронен в мавзолее ходжи Ахмеда Яссави в городе Туркестане. О роли Казыбек бия в судьбах казахского народа можно сказать следующее: он один из инициаторов образования и укрепления единого централизованного казахского государства, отстаивания его суверенитета и территориальной целостности. Неустанно на всем протяжении жизни он призывал к единству народа, к единомыслию, стремясь погасить раздоры между родами и между ханами в борьбе за власть, а также найти достойный путь сохранения цивилизованных отношений с соседними народами, независимость еще неокрепшего Казахского ханства.
Другим известным деятелем был Айтеке би. Айтеке Байбек улы (1681-1737) – крупнейший оратор и бий, выходец из Младшего жуза. Пока еще место рождения бия не установлено. По одним преданиям, он родился на берегах реки Келес под Ташкентом. По другой версии – родился Айтеке между Бухарой и Самаркандом. Похоронен в урочище Сейткул в горах Нурата Республики Узбекистан. Отцом Айтеке был батыр Акша, дядей – батыр Жалантос – правитель Самарканда, дедом – Сейткул – все известные в истории батыры. Айтеке би, также как и Толе би, Казыбек би, был одним из составителей свода законов «Жеты Жаргы». Его основная цель: единение казахского народа, борьба за независимость от жонгаров.
Толе би имел взрывной, активный, энергичный характер вождя. Казыбек – не лишенный дара врачевания и одновременно талантливыйполитик, акын. Айтеке – честный, сурового склада человек, всегда однозначно принимавший бескомпромиссные решения. При всей разности, конечно, главными были совместимые точки характеров, которые определяли союз этих государственных мужей для последующего единения казахов и совместной борьбы разноплеменного народа против страшного жонгарского нашествия. Как было указано, они являются авторами юридического документа «Жеты Жаргы». Как известно, Кабинет Министров республики принял постановление о проведении 28-30 мая 1993 года в местности Ордабасы Южно-Казахстанской области Дней памяти выдающихся государственных деятелей XVIII века: Толе би, Казыбек би, Айтеке би с участием представителей наций и народностей, проживающих в республике, а также гостей из Узбекистана, Кыргызстана, Российской федерации, из стран дальнего зарубежья. Таким образом, мудрость и прозорливость чествуемых трех великих биев проявилась именно в эту пору. Они зорко предопределили будущее своего народа, предначертали единственно правильный путь сохранения потомства и родной земли, показали подлинный образец политического прагматизма. Героическая жизнь и деятельность трех биев преподала и нам, их потомкам, достойный урок и пример для подражания.
Другим борцом за независимость казахского народа в период российской колонизации был Кенесары Касымулы - казахский султан, хан Среднего жуза. Он родился в 1802 году, умер в 1847 году. Принадлежа к верхушке степной знати, Кенесары добивался восстановления ликвидированной царским правительством России ханской власти и передачи Касымулы ханского титула. Ядром войск были ближайшие родственники Кенесары, основной же военной силой - батыры его родов. В 1841 году на сборе казахской родовой знати и султанов Кенесары Касымулы был провозглашен ханом. Он восстановил суд биев, разбиравший дела по нормам шариата. Своей налоговойполитикой Кенесары закреплял нормы мусульманского права: для скотоводческих районов сохранил зякет (налог, взимавшийся со скотоводов в пользу хана), для земледельческих - ушур (налог, взимавшийся с оседлого населения). Народные предания казахов связывают с именем Касым хана создание узаконений, известных как "Касым ханнын каска жолы" (Чистая дорога хана Касыма), которые никогда не были записаны и до нас не дошли. В 1847 г. Кенесары покинул пределы Среднего жуза, рассчитывая улучшить свое положение завоевательными походами в Киргизию, которые вызвали отпор киргизов. В одном из боев он был захвачен в плен и казнен. Самая впечатляющая черта жизни и деяний Кенесары Касымулы - трагизм. Печать безысходности и обреченности соседствуют в его действиях с ярким мужеством, решительностью, умением прямо смотреть в глаза судьбе, бросить вызов времени. Кенесары стоял у истоков борьбы за возрождение независимой государственности Казахстана. Велики его заслуги в деле борьбы против имперскойполитики, за свободу казахского народа, за утверждение его чести и достоинства. Стремления и чаяния Кенесары при всей их ограниченности носили общечеловеческий характер.
Восстание казахов 1837-1846 годов под предводительством хана Кенесары было справедливым актом - протестом, направленным против захватнической колониальной экспансии Российской империи, Кокандского и Хивинского ханств. Оно имело национально-освободительный характер с целью воссоздания государственности и сохранения территориальной целостности исконной земли казахов. Будучи вождем движения и горячим патриотом своей отчизны, Кенесары Касымулы в трудный час испытаний для своего народа проявил себя как выдающийся государственный деятель, незаурядный полководец и одаренный дипломат своей эпохи, посвятивший свою жизнь делу борьбы за свободу и независимость казахской земли. Кенесары зорким своим взором осознал изменение политики царизма, перешедшего в XIX в. к прямой колонизации. Острие своей дипломатической и политической активности он связывал с согласием царского правительства на уничтожение военно-административных центров и форпостов, усиленно насаждавшихся в это время и разрезавших живую органику суверенитета казахского народа. Движение Кенесары было последней отчаянной, по сути, трагической попыткой объединить народ и сохранить государственность хотя бы в рамках общей вассальной зависимости. Вот почему, как заметил Букейханов, его слава затмила в народных сказаниях даже славу популярного деда Абылай хана.
Политическое наследие Кенесары сохранилось в памяти народа как его честь, гордость и достоинство. Наследие Кенесары подобно его личной судьбе испытало различные превратности. Им вдохновлялись, но и его же с неумолимой последовательностью пытались вытравить из памяти, совести, сознания народа.
В чертах личности Кенесары, чья политика опиралась на жестокости законов войны и союзничества, явственно просматриваются гены Чингисхана. Бартольд писал: "Чингис-хану было присуще необыкновенное самообладание и полное отсутствие односторонних увлечений, бесполезной жестокости или самодурства, сдержанность и достоинство в присутствии посторонних, огромные организаторские способности, в его армии были немыслимы воровство и ложь". Это определение в полной мере можно отнести и к хану Кенесары.
Но личная трагедия Чингисхана иная, чем у Кенесары. Последний стоял за правое дело отстаивания свободы и независимости своего народа. А первый пошел по имперскому пути, который, в конечном счете, оказывается тупиковым, как доказывает опыт мировой истории. Воздавая должное памяти Кенесары, необходимо безо всякой тени сомнения занести его имя в "пантеон национальной славы", сделав это с чувством ответственности перед духом предков и перед памятью потомков за его борьбу за независимость.
В заключение можно сказать, что единая казахская народность- плод напряженной жизнедеятельности и развития первого казахского государства - ханства, как и наоборот. Казахские правители в лице наиболее сильных представителей упорно отстаивали границы государства, которое уже в шестнадцатом веке устно и письменно именовалось "Казахстан". Претендентов на него было много. Здесь и среднеазиатские шайбаниды и аштарханиды, российские колонизаторы и ойратские агрессоры, другие хищные и сильные захватчики. Лучшие казахские ханы и султаны проявили максимум полководческих и дипломатических дарований: Честь им и хвала! Но, воздавая должное доблестным ханам и султанам представителям так сказать "белой кости", ни в коем случае нельзя забывать и достойных представителей "черной", ее в целом. Ханы и султаны вместе с помогавшими им биями и аксакалами направляли, а народ осуществлял, делал реальностью их мудрые предначертания и планы, которые сводились к одному – к независимости казахской земле.
to the age of the steppe of chivalry. The fate of the Kazakh Khan can be considered in many respects typical of the steppe elite of his generation and, at the same time exceptional. Came from a poor and obscure Sultan's family, he was able in a short time to achieve public recognition and higher class title. In the personality, the General style of government and political activity of this steppe leader, commander and ruler significantly observed similarity Abulkhair Khan with such famous personalities as Peter the great, Napoleon, Bismarck, Ataturk, managed price hard, and immense efforts to unite his people and guide them to the civilized breakthrough in the basic spheres of life. His idea of joining the Kazakhs under the protectorate of Russia appeared in the minds of Abulkhair Khan as a result of long and painful deliberation about the future of the Kazakh people and steppe statehood. Therefore, in September 1730 Abulkhair sent an Embassy to Ufa with a message to the Empress Anna with the request for admission to citizenship Khan Abulkhair from under him genera and tribes of the little Horde. Involuntarily there is a paradox: Abulkhair Khan is fighting for independence and at the same time takes the citizenship of Russia. In his opinion, the patronage of the Russian throne, seemed to him not an end in itself, or the ultimate goal of development for the Kazakhs, and realinvestors and viable means of preserving ethnic and social cohesion, inclusion of the Kazakh people to new values leading to the achievements of civilizations. The adoption of Russian citizenship was quite deliberate and premeditated step and this pragmatic political move, he considered the largest historical merit of the future. "Before my citizenship, " he wrote shortly before his death, " he Kirghiz kysucou Horde nobody knew and nobody here did not mahajual, but first this road was paved I". With military talent and skill, showing in the battles of bravery and courage, Abulkhair gained greater fame in the Kazakh steppe. He was the lead organizer and the main hero of the popular resistance of the Kazakhs in the years Angarskiy aggression. He conducted foreign policy, trying to neutralize or prevent possible attacks by neighbors. At this time he was active in military action not only against the Oirats, but against Volga their relatives. Military successes earned him the glory and honor and also among the tribal nobility. In itself a controversial figure of Abulkhair Khan was at the crossroads of historical routes in the heart of Eurasia. Time did steppe rulers multifaceted. In Khan Abulkhair combined and generalship, and diplomacy. Being a representative of his age, he is one of the brightest examples of existing customs and mores, concepts of dignity and unwritten code of honour of the Governor-Chingizid. After the death of Abulkhair was deified by the Kazakhs of the little Horde, and his tomb became a pilgrimage and mystical worship of the nomads.
Great disaster, showing heroism, defended the Kazakh steppe, along with batyrs Hani Abulkhair, Abdulhamit and Sultan Abellanas, i.e., Ablai. Among them, in the history of the Kazakhs occupies a special place Ablai Khan (1731-1781,), which is using its military and diplomatic skills fought for the integrity of the Kazakh lands and strengthening of the Kazakh Statehood and independence of Kazakhstan. He was the son of the Central Asian ruler, Kazakh Sultan Corkum-Uali. During angarskogo invasion Abellanas twelve-year-old boy fled to the steppe and, concealing their origin, some time was a simple shepherd. In the late 20 - 30's, Abellanas takes part in battles with the invaders, first as a member of the warrior, and then quickly moves out and becomes one of the most powerful warriors. Abellanas took the name of Abylai, his grandfather, the famous knight, who fights. He was able in fact to piece together all of the Kazakh land, including Tashkent, and future plans matched with the cultural and economic progress, considering the Union with Russia as the basis of the transition of the Kazakhs to settled agriculture and fishing activities. These plans Ablai met opposition. As previously acted detrimental effect on the fate of the Kazakh people centrifugal motives. During the military campaigns 1725-1726, you could do away with the Dzungar threat, if Abulkhair did not leave the battlefield and go to the North-West, where he received Russian citizenship. Simultaneously with the struggle against foreign danger, Abylai made a great effort to unite the Kazakh lands. The same conservative ambitious sentiment forced the development to resign. He goes to the Elder Zhuz and in may 1781 dies in Tashkent. Ablai was buried in the Shrine of the Kazakhs Khoja Ahmed Yassavi. As noted above, the most influential political when Ablai Khan were: Kazybek Biy and Bukhar-Zhyrau. Kazybek Biy , sage and Advisor, having reached old age, not lost clarity of mind, courage and sobriety of thought; a man of wisdom and justice which has long been a legend and song in the desert. Bukhar-Zhyrau dedicated Abylai Khan very many rows:
You with the Russians fighting, Abylai, Hostility to their steppes don't call, With people not you live in enmity, Singer like me, you will not find anywhere else, Which in ninety years, She was still singing in their songs you sung. We also know the names of the three wise men, the three sons of the people - Tole, Kazybek bi, Aiteke bi. They managed to convince the people of the great truth: the one who is on a steep pass the history of the lost unity, the deprived and the life. Three great Biya has managed to bring recalcitrant warriors three zhuzes, to gather, to unite the people together. In 1726 at the end of the spring on the southern slopes of Karatau, isolated upland Ordabasy gathered at the great gathering of representatives of all three zhuzes - khans, bija, Becky, warriors and leaders.
Three great our ancestor in the difficult period of history arrived in the area Ordabasy, climbed to the top of the hill and looking in the direction of Arys and Bogen on the North side of Kazygurt in the East, in the direction shrouded hmart Karatau mountains, one after another spoke of the need of national unity, about their struggle for independence.
These three personalities destined to become the first who spoke about the unity of the Kazakhs. What unites these very different people? "Historical place three biys, their role and importance in the fate of the Kazakh nation can be defined based on the status of the authorities of that time. During the time of the Kazakh khanate main bija, elected on behalf of the Horde, played a crucial role in streamlining and matters of domestic policy. More specifically, the Khan's authority responsibilities the implementation of the decisions of the Board Biy. If you try to draw a parallel between the power and current, the power Biy reminded the structure of the current parliamentary system of government[26]. 14 may 1993 Kazakhstan noted 330 anniversary from the birthday of one of the most remarkable figures in the history of the Kazakh people - Tole - legendary Advisor Tauke Khan, the man who first began to think seriously about the unity broken into tribes, clans, hordes of people to fight for their independence. He is the first ideologist of the Kazakh statehood, consummate orator, educator, philosopher, political activist, author of many poetic parables and co-author of the first code of laws - "Jeti Zhargy".
Name Tole in the Soviet era were hushed official historical science, but generations was transferred to the people by word of mouth as a symbol of fair and wise defender of the common people.
Tole Alibek-uly (1663-1756) was born in Shuya area Zhailau Zhaisan current Zhambyl oblast. Tole read in Arabic and Persian. With 15 years he was involved in solving complex issues stood out for justice, public speaking ability, the iron logic of thinking when solving important issues. He was a teacher, educator whole galaxy of warriors and khans headed Abylai Khan, who organized a victorious campaign against Goncharov and for the preservation of its independence. Tole on behalf of the Elder Zhuz participated in the drafting of the code of laws of customary law "Jeti Zhargy" and played a role in the drafting of this Steppe of the Constitution"
Tole encouraged people to patience and perseverance. There were many eloquent and such that myli themselves leaders, spoke Tole, and failed to collect the Kazakhs, which is why they suffer from external violence, stranger to each other, fail even from the few enemies. If the people will be strong unity, brotherly solidarity, it will become a model for subsequent generations. And the spirit warriors will inspire to victory. To him is attributed the following statement to the Dzungarian the Governor, when he was still quite young the first time, participated in the Embassy mission: "You Kalmyk, and we are Kazakhs. You are the iron, and we coal, which melts the metal. Tole was proud that during the glorious Tauke Khan he was lucky to be near the heralds of justice Aiteke, Kazybek, whose names have become symbols for future generations. "There is no more famous Batyr than Kabanbay, no beating that exceed Tole Biy," wrote M. J. Kopeyev. Life Tole bi can be described in his own words: "For people's happiness is not rich, and wise." KAZ dusty Kazybek bi is one of the famous Biy. Kazybek Kelderek uly (1665-1765) was born on the banks of the Syr Darya. His youth spent in the regions Karatau and Ulytau. According to the Kazakh chronicle, he comes from a kind of Argyn (karabacek) Middle Zhuz. He was at khans Tauke, Semeke, Abulmambet, Abylai. One of the organizers of the struggle with angerami. In 40-ies contributed to the liberation from the bondage of Abylai Khan. Along with Khan Semeke took the oath of allegiance to Russia. In 60-ies care tried to draw him to their side. However, he renounced citizenship of China and, moreover, oriented in the sense of Abylai Khan. Dust Kazybek bi buried in the mausoleum of Khoja Ahmed Yasavi mausoleum in the city of Turkestan. On the role of Kazybek Biy in the fate of the Kazakh people