Прежде всего, раз в этой главе мы говорим о газетной верстке, забудем на время слово «страница» и будем применять слово «полоса», которое традиционно используется в работе с газетами. Большой разницы, конечно, нет, но имеет смысл привыкать к устоявшимся терминам.
Устройство обычной газеты предельно просто. Основными ее частями являются:
• первая (титульная) полоса, на которой размещаются название газеты, важнейший материал и/или анонсы других материалов номера;
• последняя полоса, на которой должны быть размещены выходные данные газеты, информация об издательстве, типографии и подобные данные;
• все остальные полосы.
Для всех полос, кроме первой и последней, нет устоявшихся традиций оформления, которым необходимо неукоснительно следовать. Конечно же, есть разница между оформлением телепрограммы и обычных статей, поэтому можно выполнить и дальнейшее деление полос по типам информации, размещенной на них:
• информационные полосы – с различными статьями, интервью, даже с самостоятельными литературными произведениями;
• развлекательные полосы – с кроссвордами, анекдотами, головоломками и другим подобным материалом;
• полосы телепрограммы – название говорит само за себя;
• рекламные полосы – содержащие рекламные статьи и объявления;
• полосы объявлений – с различными частными и официальными объявлениями без уникального оформления (как на рекламных полосах).
Такое деление достаточно условно, поскольку в зависимости от издания те или иные полосы могут отсутствовать или на них может быть отведен фрагмент одной из полос. К примеру, в газетах развлекательного характера можно найти по несколько полос, отведенных на анекдоты и кроссворды (а то и вся газета от начала до конца). В то же время в более серьезных изданиях таким материалам отводится только часть одной из полос или их может не быть вообще.
С точки зрения дизайнера, работающего над газетой, разница невелика – независимо от того, заполняет он анекдотами пять полос или две колонки на последней полосе, он пользуется одинаковыми устоявшимися приемами оформления.