ЛД может быть использован во всех тех случаях, когда необходимо получить информацию о субъективных аспектах отношений испытуемого к себе или к другим людям. В этом отношении ЛД сопоставим с такими классами психодиагностических методов, как личностные опросники и социометрические шкалы. От личностных опросников он отличается краткостью и прямотой, направленностью на данные самосознания. Некоторые традиционные, получаемые с помощью опросников характеристики личности, могут быть получены с помощью ЛД.
Уровни САМОУВАЖЕНИЯ (оценка - О), УВЕРЕННОСТИ В СЕБЕ (сила – С) (доминантности - тревожности) и АКТИВНОСТИ (экстраверсии - интроверсии) (А) являются достаточно важными показателями в таких клинических задачах, как диагностика неврозов, пограничных состояний, дифференциальная диагностика, исследование динамики состояния в процессе реабилитации, контроль эффективности психотерапии и т.д. Краткость метода позволяет использовать его не только самостоятельно, но и в комплексе с иными диагностическими процедурами.
От социометрических методов ЛД отличается многомерностью характеристик отношений и большей их обобщенностью.
Как метод получения взаимных оценок ЛД можно рекомендовать к применению в групповой и семейной психотерапии.
В групповой психотерапии ЛД может быть использован для исследования таких сторон личности и группового процесса в целом, как повышение уровня принятия членами группы друг друга, сближение реальных и ожидаемых оценок, уменьшение зависимости от психотерапевта и т.д. В семейной психотерапии может оказаться полезной предоставляемая ЛД возможность сопоставления разных точек зрения на членов семьи (например, ребенка), а также возможность дифференцированной оценки эмоциональной привлекательности, статуса доминирования-подчинения и уровня активности членов семьи (например, супругов). Полезным может оказаться варьирование предметов оценки (например, «каким должен быть отец», «идеальная жена», «моя жена думает, что я...») с последующим вычислением расстояния между идеальным и реальным, ожидаемым и реальным и т.д. ЛД может помочь в определении действительной природы недовольства супружескими взаимоотношениями (недостаточная эмоциональная привлекательность, избегание ответственности и т.д.), уяснить роль ребенка в семейном конфликте.
Во всех случаях применения методики с целями, отличными от указанных в инструкциях к режимам, следует учитывать неадекватность рассчитываемых при этом стандартизированных оценок (т.е. ориентироваться только на сырые баллы).
Нормируемые характеристики: самоуважение, уверенность в себе, активность.
Программная реализация методики - Ю.Б.Елгин.
Источники:
1. Елисеев О.П. Конструктивная типология и психодиагностика личности. Псков, 1994.
2. Энциклопедия психологических тестов. - М.: ТЕРРА - Книжный клуб, 1999.