«Технология использования ИНТЕРНЕТ - РЕСУРСОВ в работе педагога»
Кто владеет информацией, тот владеет миром.
Н. Ротшильд
Вопросы
1. Дидактические возможности сети Интернет.
2. Обзор образовательных Интернет-ресурсов. Информационный рубрикатор Интернет-ресурсов для педагога.
3.Дополнение информационного рубрикатора Интернет-ресурсов. Оформление библиографических ссылок на электронные ресурсы.
4. Информационные технологии в управлении системой образования и организации внеучебной деятельности учащихся.
Рекомендуемая литература
1. Ахаян, А. А. Дидактические возможности компьютерной коммуникации на основе Интернет-технологий как инструмента дистанционной научно-образовательной деятельности / А. А. Ахаян. // Письма в Emissia. Ofijine : электронный научно-педагогический журнал [Электронный ресурс]. - 2000. - № 6. - Режим доступа: http://www.emissia.org/ofijine/2000/770.htm. — Дата доступа : 20.11.2009.
2. Болотько, Л. Л. Информационные ресурсы Internet для педагогов [Электронный ресурс] /Л.Л.Болотько.- Режим доступа: ttp://www.academy.edu.by/materials/toolkits/internet/inet/index.html. - Дата доступа : 20.11.2009.
3. Интернет в гуманитарном образовании : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / [под ред. Е. С. Полат].- М. : ВЛАДОС, 2001. - С. 12-21; 74-82.
4. Матрос, Д. Ш. Управление качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга / Д. Ш. Матрос, Д. М. Полев, Н. Н. Мельникова. - М. : Педагогическое общество России, 2001. С. 26-37.
5. Мультимедийное сопровождение учебного процесса / авт.-сост. В. Н. Пунчик [и др.]. -Минск : Красико-Принт, 2009. - С. 31-47; 112-114; 137-148.
6. Цыркун, И. И. Генеративное обучение педагогике : программно-методический комплекс для организации самостоятельной работы студентов / И. И. Цыркун, Л. А. Козинец, В. Н. Пунчик. - Минск : Жасскон, 2005. - С. 187-190.
7. Цыркун, И. И. Интеллектуальное саморазвитие будущего педагога : дидактический аспект : монография / И. И. Цыркун, В. Н. Пунчик. - Минск : БГПУ, 2008.- С. 198-205.
Дидактические возможности сети интернет
Дидактические возможности сети Интернет можно разделить на две группы, исходя из технологии осуществления компьютерной связи: основанные на асинхронном режиме связи (off-line) и на синхронном режиме связи (on-line). При осуществлении связи в асинхронном режиме процесс работы с информацией и процесс приема — передачи информации разнесены во времени. Во время работы с информацией (чтения пришедшей информации, подготовки новой информации и т. д.) компьютер не обращается к сети Интернет и поэтому может быть отключен от нее на этот период. А во время сеанса приема — передачи информации, когда компьютер обращается к глобальной сети, работа с передаваемой или принимаемой информацией не проводится. Это означает, в частности, что в рамках одного сеанса связи практически невозможно рассчитывать на получение ответа на вопрос, заданный в ходе этого же сеанса. Поэтому для обозначения работы по этой технологии связи используют термин «работа в режиме off-line» (от англ. — «выключенная линия»).
Режим работы on-line (от англ. — «включенная линия») означает работу с информацией (просмотр, чтение, а при необходимости — подготовку нового материала) в процессе сеанса связи, то есть синхронно.
Дидактические возможности сети интернет
Рассмотрим основные дидактические возможности сети Интернет в режимах off-line и on-line (см. схему; таблицу).
Дидактические возможности
сети интернет
характеристика дидактических возможностей
Обеспечение электронной
переписки
Позволяет организовать оперативные консультации учащихся с учителем, а также делает возможным осуществление совместных творческих работ учащимися, разделенными территориально (например, разработка проекта группой учащихся класса во время каникул
Участие в работе всемирных тематических телеконференций USENET
Заключается в получении материалов телеконференций и возможности отправки в них своих реплик. Конференции на образовательную тематику могут быть интересны педагогу, а учащиеся могут знакомиться с новейшими достижениями науки и мнениями различных исследователей в разнообразных сферах. Термин USENET означает совокупность правил, по которым ведутся и распространяются эти телеконференции. Распространение информации через телеконференции проводится в соответствии с правилами работы (уставом конференции) — с соблюдением тематики и размера статей, уважительным отношением к остальным участникам
и т. д. Наблюдение за соблюдением правил работы осуществляет модератор конференции
Организация постоянно действующей электронной конференции (телеконференции)
для распределенной группы участников
Осуществляется на основе технологии листсервера, которая производит рассылку по электронной почте. Листсервер организуется, как правило, для целей взаимодействия
ограниченной распределенной группы участников и действует в течение определенного периода времени — от нескольких дней до нескольких лет — в зависимости от цели телеконференции. Такую конференцию может организовать учитель для группы учителей и других специалистов или для учащихся с целью обмена мнениями и обсуждения точек зрения по заранее определенной проблеме
Работа с электронными банками информации, установленными на так называемых файловых серверах
Позволяет пользователю отправить запрос и получить ответ на него посредством электронной почты. В сети Интернет учитель либо ученик может обращаться к банкам
учебной, научной либо познавательной информации
Размещение собственных ресурсов в Интернет, отражающих результат той или иной деятельности
Позволяет учителям и ученикам разместить свои материалы с целью представления себя в сети, популяризации собственных идей, получения мнения и оценки своей работы и т. д. В последнее время все большую популярность приобретают так называемые блоги (от англ. «сетевой дневник»). Блоги приходят на смену личным страничкам пользователей в Интернете. Они представляют своего рода виртуальный дневник, который размещается на специальном ресурсе, предоставляющем возможности добавления записей, комментирования, составление списка друзей, закладок понравившихся сайтов и т. д.
Навигация по гипертекстовым ресурсам Интернет
Является наиболее распространенным способом работы в глобальной сети, поскольку оперативно обеспечивает практически необозримый набор источников информации.
Для решения дидактических задач в Интернет можно найти электронные газеты и журналы, статьи, книги, учебники, методическую литературу и разработки, педагогические
программные средства, справочники, словари и др. Особое место занимают электронные библиотеки — сложные информационные структуры, в которых в структурированном виде хранятся вышеназванные источники информации. Также большое значение имеют образовательные порталы — сайты с большим количеством сервисов (новости, форумы, галереи и пр.) с целью удовлетворения потребностей посетителей в информации образовательной направленности
Поиск, анализ и систематизация материалов, имеющихся
в сети Интернет
Обеспечивается сетевыми каталогами и поисковыми системами, облегчающим пользователю отбор нужной информации. Сетевые каталоги, как и библиотечные, имеют
иерархическую структуру. Однако в них попадают далеко не все существующие страницы, а лишь лучшие с точки зрения их составителей. Поисковые системы автоматически
сканируют доступные в сети Интернет страницы с целью поиска данных по ключевым словам. Наряду с общими, существуют также специализированные сетевые каталоги
и поисковые системы, в том числе и образовательные
Участие в несинхронизированной во времени дискуссии
рабочей группы (форуме)
Заключается в возможности отправки реплик на «доску объявлений» — веб-страницу с определенным адресом (URL), доступную для последующего просмотра всеми участниками данной телеконференции в удобное для каждого из них время. Форум не требует согласования между участниками точного времени своего проведения (так же, как и телеконференция в режиме off-line). В ходе проведения форума реплики накапливаются на странице форума, так что участники, присоединившиеся позднее, могут ознакомиться с его полной предысторией. В отличие от конференции, участники которой получают новую статью-реплику по электронной почте, участники форума для просмотра новых сообщений должны посетить страницу форума. Форум может быть организован учителем для обсуждения различных вопросов совместно с учителями и учащимися
Участие в синхронизированной во времени дискуссии рабочей группы
Заключается в переписке в реальном масштабе времени и называется чат (от англ. «болтовня»). Участие в чате позволяет группе субъектов «встретиться» в предвари-
тельно согласованное время и в согласованном месте — на определенной веб-странице, специально выделенной для проведения чатов. В назначенное время каждый участник
встречи, независимо друг от друга «заходит» со своей машины на адрес чата. Все, что набирают на клавиатуре своего компьютера и отправляют на адрес чата участники, тут же появляется на экранах мониторов всех собеседников. Дидактическая ценность чата, проводимого учителем по различным вопросам, как любого мероприятия, осуществляемого в «прямом эфире», зависит от уровня предварительной проработки его тематики, подготовки ведущего, а также умений участников быстро мыслить, четко и лаконично излагать суждения, оперативно работать на клавиатуре