Форматы информационных сообщений АИС установлены в Рекомендациях ITU-R M.1371-1. Всего предусмотрено 22 типа стандартных информационных сообщений (таблица 1).
Таблица 1
Ид.№
Наименование
Описание
Кол. Бит
Кол. Слотов
Режим
Сообщение о местоположении
Регулярное сообщение о местоположении мобильной станции класса А
А
Сообщение о местоположении
Назначенное сообщение о местоположении мобильной станции класса А ( формат сообщения № 1)
Н
Сообщение о местоположении
Специальное сообщение о местоположении мобильной станции класса А ( формат сообщения № 1)
A
Сообщение базовой станции
Местоположение (широта, долгота), UTC данные, вид навигационного датчика
Н
Статическая и рейсовая информация
Регулярное сообщение мобильной станции класса А
A/Н
Двоичное адресное сообщение
Сообщение, направляемое станции с указанным MMSI
До 1008
1-5
А/Н/З
Подтверждение двоичного адресного сообщения
Подтверждает получение до 4 сообщений № 6
72-168
А/Н/З
Двоичное циркулярное сообщение
Сообщение, направляемое всем станциям в радиусе действия
До 1008
1-5
A/Н/З
Сообщение о местоположении воздушного судна
Сообщение, передаваемое только мобильной станцией на воздушном судне, вовлеченном в поисково-спасательную операцию
A/Н
Запрос UTC и даты
Н/З
Ответ UTC и даты
Используется формат сообщения N 4
Н/З
Адресное сообщение, связанное с безопасностью
Собственный идентификатор, идентификатор вызываемой станции, данные (до 936 бит)
До 1008
1-5
Н/З
Подтверждение сообщения, связанного с безопасностью
Используется формат сообщения N7
72-168
А/Н/З
Циркулярное сообщение, связанное с безопасностью
Собственный идентификатор, данные
До 1008
1-5
А/Н/З
Запрос специального сообщения
Собственный идентификатор, идентификатор запрашиваемой станции, сдвиг от текущего слота
96 или 144
А/Н/З
Назначение режима работы
Собственный идентификатор, назначение специального режима передачи сообщений базовой станцией
Н
Циркулярная передача поправок ДГНСС
Передача базовыми станциями поправок ДГНСС
80-816
1-5
Н
Стандартное сообщение о местоположении
Регулярное сообщение мобильных станций класса В.
А/Н
Расширенное сообщение о местоположении
Регулярное сообщение мобильных станций класса В, включающее данные о судне и грузе
А/Н
Сообщение управления каналом передачи данных
Сообщение базовой станции для назначения слотов, используемых другими базовыми станциями
72-160
Н
Сообщение СНО
Сообщение, используемое для контроля за местоположением и состоянием СНО
А/Н/З
Сообщение управления каналом
Сообщение базовой станции для назначения региональных частот АИС
Н
Примечание. Для режимов работы используются обозначения:
А – автономный, Н – назначенный, З – запросный.
Формат наиболее часто используемого сообщения о местоположении мобильной станции класса А (идентификационные номера сообщений – 1,2,3) приведен в таблице 2.
Таблица 2
Параметр
Число бит
Описание
Идентификатор сообщения
1, 2 или 3
Индикатор репитера
Используется станцией-репитером, показывает, сколько раз повторено данное сообщение.
Идентификатор станции
MMSI станции, передающей сообщение
Навигационный статус
0 - на ходу под двигателем;
1 - на якоре; 2 - не управляется;
3 - ограничено в возможности маневра;
4 - ограничено осадкой; 5 - у причала;
6 - на мели; 7 - занято ловом рыбы;
8 - на ходу под парусами;
9 – резерв для судов с опасными грузами;
10 – резерв для судов с опасными грузами; 11–14 – резерв;
15 – нет данных (по умолчанию).
Скорость поворота (ROT)
От 0 до 127 (в условных единицах)
(«+» - направо, «-» - налево)
128 – нет данных (по умолчанию)
Путевая скорость (SOG)
Скорость движения в 1/10 узла (0-1022)
1022 = 102,2 узла или более
1023 – нет данных (по умолчанию)
Точность местоположения
1 - высокая (<10 м, режим ДГНСС);
0 - низкая (> 10 м, по умолчанию)
Долгота
Долгота от 0 до 180 град. в 1/10000 минуты
(«+» - восточная, «-» - западная).
181 град. – нет данных (по умолчанию).
Широта
Широта от 0 до 90 град. в 1/10000 минуты
(«+» - северная, «-» - южная)
91 град. – нет данных (по умолчанию).
Путевой угол (COG)
Направление движения в 1/10 градуса (0-3599)
3600 – нет данных (по умолчанию).
Истинный курс
Курс в градусах от 0 до 359
511 – нет данных (по умолчанию).
Временная отметка
(время с момента определения координат)
От 0 до 59 секунд
60 – нет данных (по умолчанию)
61 - система в режиме ручного ввода
62 - система в режиме оценки
63 – система не работоспособна.
Резерв регионального применения
Применяется на региональной основе.
0 – не используется (по умолчанию)
Резерв
Флаг RAIM
0 – не используется (по умолчанию);
1 – используется
Коммуникационный статус
1, 2 или 3
Всего бит
Формат сообщения № 5, содержащего статические данные о судне и рейсовую информацию приведен в таблице 3.
Таблица 3
Параметры
Число бит
Описание
Идентификатор сообщения
Индикатор репитера
Используется станцией-репитером, показывает, сколько раз повторено данное сообщение.
Идентификатор станции
MMSI станции, передающей сообщение
Индикатор версии АИС
0 – версия 0 (стандарт 2001 г.)
1, 2 и 3 – будущие версии
ИМО номер судна
9 цифр (000000001 - 999999999);
0 – нет данных (по умолчанию).
Позывной
7 знаков в 6-битовом коде ASCII;
@@@@@@@ - нет данных (по умолчанию).
Название
20 знаков в 6-битовом коде ASCII;
20 знаков @ - нет данных (по умолчанию).
Тип судна и вид груза
0 – нет данных (по умолчанию);
10 - 99 – в соответствии с таблицей 4;
100 - 199 - зарезервировано для регионального использования;
200 - 255 - зарезервировано для будущего использования.
Размеры судна и расположение антенны датчика местоположения
В соответствии с таблицей 5
Тип датчика местоположения
0 – нет данных (по умолчанию);
1 - GPS;
2 - ГЛОНАСС;
3 - GPS/ГЛОНАСС;
4 - Лоран-С;
5 - Чайка;
6 - интегрированная навигационная система;
7 - служебное;
8 – 15 - не используется.
Ожидаемые время и дата прибытия (ЕТА)
Минуты, часы, число, месяц.
Максимальная действительная осадка
От 0 до 255 в 1/10 метров;
255 - осадка 25,5 м или более;
0 – нет данных (по умолчанию)..
Место назначения
20 знаков в 6-битовом коде ASCII;
20 знаков @ - нет данных
Резерв
Всего бит
В таблице 4 приведена кодировка типов судов и вида груза, используемая в сообщении №5.
Таблица 4
Код типа судна
Тип судна
Первая цифра
Вторая цифра
Основные типы судов
#
Резерв
#
WIG
#
Высокоскоростные суда (HSC)
#
Пассажирские суда
#
Грузовые суда
#
Танкеры
#
Другие типы судов
#
Все суда этого типа (без уточнения)
#
Перевозящие DG, HS или MP категории А
#
Перевозящие DG, HS или MP категории В
#
Перевозящие DG, HS или MP категории С
#
Перевозящие DG, HS или MP категории D
#
Резерв
#
Резерв
#
Резерв
#
Резерв
#
Нет дополнительной информации
Специальные суда
Лоцманские суда
Поисково-спасательные суда
Буксиры
Портовые тендеры
Суда с оборудованием для ликвидации загрязнения
Патрульные суда
Резерв - для обозначения местных типов судов
Резерв - для обозначения местных типов судов
Медицинские транспорты (как определено Женевской Конвенцией 1949 г. и Дополнительными Протоколами)
Суда в соответствии с Резолюцией RR №18 (Мob-83)
Прочие суда
Судно рыболовное
Судно буксирующее
Судно буксирующее при длине буксира более 200 м
Судно, занятое дноуглубительными или подводными работами