Международная Конвенция по охране человеческой жизни на море (SOLAS) является основополагающим документом международного морского права, устанавливающим обязательные требования к конструкции и оборудованию морских судов, к другим методам и средствам обеспечения безопасности на море. Глава 5 «Безопасность мореплавания» устанавливает требования к навигационному оборудованию морских судов, конструкции ходового мостика, а также к береговым службам и организационным мерам, обеспечивающим безопасность мореплавания.
В Правиле 1 «Применение» устанавливается, что Глава 5 распространяется на все суда, совершающие любые рейсы, если это не оговорено особо в тексте данной главы. Правило 1 устанавливает право морских Администраций государств определить, в каком объеме требования Главы 5 будут применяться к судам, эксплуатируемым исключительно во внутренних морских водах прибрежных государств. Морские Администрации государств также должны определить, в каком объеме Правила 15 – 28, включая требования к установке АИС, будут применяться к следующим категориям судов:
· суда валовой вместимостью менее 150, совершающие любые рейсы;
· суда валовой вместимостью менее 500, не совершающие международные рейсы;
· рыбопромысловые суда (предназначенные для добычи рыбы и морепродуктов).
В соответствии с Правилом 18, а также порядком, установленным в Российской Федерации, аппаратура АИС, устанавливаемая на судах морского флота под флагом РФ, должна иметь свидетельства об одобрении типа Минтранса России и Российского Морского Регистра судоходства. Аппаратура АИС, устанавливаемая в СУДС и других береговых службах, должна иметь свидетельство об одобрении типа Минтранса России.
Правило 19 «Требования к оснащению судов навигационными системами и оборудованием» содержит требования к компасам, лагам, эхолотам, навигационным картам, приемникам ГНСС, РЛС и средствам радиолокационной прокладки, АИС и некоторым другим средствам. Правило 19 определяет, что суда, построенные после 1 июля 2002 г. должны отвечать требованиям данного Правила в полном объеме с момента ввода в эксплуатацию. Суда, построенные до 1 июля 2002 г., могут продолжать нести оборудование, предписанное Правилами 11, 12 и 20 прежней редакции Главы 5, за исключением требований, относящихся к приемнику ГНСС и к оборудованию АИС.
Требования к срокам оборудования судов АИС изложены следующим образом:
Все суда валовой вместимостью 300 и более, совершающие международные рейсы, грузовые суда валовой вместимостью 500 и более, не совершающие международные рейсы, а также пассажирские суда независимо от их размера, должны быть оборудованы АИС в следующие сроки:
a) суда, построенные 1 июля 2002 г. и позднее – с даты постройки;
b) суда, построенные до 1 июля 2002 г. и совершающие международные рейсы:
· пассажирские суда – не позднее 1 июля 2003 г.;
· танкеры – не позднее первого освидетельствования после 1 июля 2003 г.;
· суда, за исключением пассажирских и танкеров:
- валовой вместимостью 50000 и более – не позднее 1 июля 2004 г.;
- валовой вместимостью 300 и более, но менее 50000 – не позднее первого освидетельствования оборудования безопасности после 1 июля 2004 г. или не позднее 31 декабря 2004 г. в зависимости от того, что раньше;
c) суда, построенные до 1 июля 2002 г. и не совершающие международные рейсы – не позднее 1 июля 2008 г.
Сроки оснащения АИС указаны с учетом решения, принятого в декабре 2002 г. на 76 Сессии Комитета ИМО по безопасности на море (КБМ) об ускорении внедрения АИС, связанного с эффективностью их применения в рамках мероприятий по борьбе с терроризмом. На 76 Сессии КБМ были одобрены соответствующие поправки к правилу 19 Главы 5 Конвенции СОЛАС. Указанные поправки были приняты Конференцией договаривающихся Правительств стран – участников Конвенции СОЛАС.