Искатель диапазона – инструмент Excel, предназначенный для визуального выбора ячеек и диапазонов ячеек. После активации искателя диапазона (нажать на показанную на рисунке кнопку) пользователь переходит к выделению необходимых ячеек и диапазонов ячеек.
Выделение диапазонов ячеек мышью производится по принципу «Нажат и потащил». с клавиатуры Shift+«стрелки». Если при выделении необходимо выделить несколько ячеек, расположенных в разных местах листа, то выделение производится щелчком мыши по выделяемым ячейкам при удержании клавиши Ctrl. После выделения необходимых ячеек в завершение выбора необходимо нажать Enter. Результат представлен на рисунке.
4. Ввести все необходимые аргументы функции и нажать Оk. Функция со всеми аргументами будет вставлена в строку формул.
3. Цель деятельности студентов на занятии:
Студент должен знать:
1. Способы вызова мастера функций.
2. Назначение инструмента «Встроенные функции».
3. Категории встроенных функций.
4. Что такое искатель диапазона.
5. Что такое диапазон данных.
Студент должен уметь:
1.Иметь навыки работы в программе MS EXCEL.
2.Уметь пользоваться инструментом «Встроенные функции» для расчетов различного рода показателей.
4. Содержание обучения:
Теоретическая часть:
1.Работа со встроенными функциями.
2.Назначение встроенных функций. Определение некоторых понятий.
3.Классификация встроенных функций
Практическая часть:
1.Создать документ, набрать и отформатировать в соответствии с образцом, с использованием средств форматирования. 2.Рассчитать приведенные к практическому заданию показатели с использование встроенных функций:
Исходные данные представлены в следующей таблице:
Требуетсяопределить следующие показатели:
- ФОТ по предприятию; максимальный и минимальный оклад;
- средняя заработная плата;
- число сотрудников, имеющих оклад менее определенной суммы;
- ФОТ сотрудников, имеющих оклад менее определенной суммы;
- доля работников, имеющих оклад менее определенной суммы, в общем ФОТ.
№
Ф.И.О. Сотрудника
Должность
Оклад
Иванов Иван Иванович
Директор
5 000
Сидоров Петр Ильич
Главный бухгалтер
4 000
Федосеева Катерина Ивановна
Бухгалтер
2 500
Петрова Ирина Николаевна
Бухгалтер
2 000
Макаров Константин Степанович
Кладовщик
2 000
Астапенко Сергей Сергеевич
Электрик
1 500
Бакланов Алексей Владимирович
Продавец
1 500
Ломакин Геннадий Викторович
Продавец
1 500
Валерьянов Николай Игоревич
Грузчик
1 000
Ромашова Татьяна Владимировна
Продавец
1 200
Введем исходные данные в таблицу Excel.
Введем наименования показателей, которые необходимо рассчитать в отдельные ячейки Excel и введем соответствующие формулы как показано на рисунке. Для демонстрации включим режим показа формул Сервис ® Параметры ® Вид ® Настройка ® Параметры окна ® Формулы (установить флажок).
На рисунке наглядно отражено использование встроенных функций в формулах Excel. Теперь выключим режим отображения формул Сервис ® Параметры ® Вид ® Настройка ® Параметры окна ® Формулы (снять флажок). Получим результат выполнения расчета необходимых показателей представленный ниже.
Вариант 1 Необходимое время для выполнения 20-30 мин
Рассчитать (определить) с использованием соответствующих формул следующие показатели:
- Средний бал (СБ) по каждому студенту за семестр, год.
- Лучшую по успеваемости группу.
- Определить студента с самой лучшей успеваемостью.
- Определить итоговый средний бал по обеим группам студентов за каждый рейтинг, семестр и год.
- Определить число студентов имеющих средний балл за год менее 350 баллов (оценка удовлетворительно).
- Определить количество студентов имеющих средний балл за год более 450 баллов (оценка отлично).
- Определить количество студентов имеющих средний балл за год от 350 до 450баллов (оценка хорошо).
№ п/п
ФИО
Группа
Семестр
Семестр2
Итого СБ год
Р1
Р2
Р3
СБ
Р1
Р2
Р3
СБ
Иванов И.А.
Группа 1
?
?
?
Соколов Р.Т.
Группа 1
?
?
?
Николаева Е. Б.
Группа 1
?
?
?
Петров К.И.
Группа 1
?
?
?
Орлов В.В.
Группа 1
?
?
?
Григорьев А.В.
Группа 1
?
?
?
Сергеев П.А.
Группа 1
?
?
?
Селезнев А.А.
Группа 1
?
?
?
Гончаров А.С.
Группа 2
?
?
?
Борисов В.Г.
Группа 2
?
?
?
Вариант 2. Необходимое время для выполнения 20-30 мин
Представленная ниже таблица содержит информацию об объемах продаж медикаментов по региону за год.
ОБЪЕМ ПРОДАЖ МЕДИКАМЕНТОВ ПО ГРУППАМ ЗА ГОД
№
Наименование товара
Объем продаж, ед.
Объем продаж, сумма в руб.
1.
Медикаменты группы 1
848 000
15 442 080
2.
Медикаменты группы 2
441 000
5 543 370
3.
Медикаменты группы 3
473 000
7 553 810
4.
Медикаменты группы 4
756 000
2 736 720
5.
Медикаменты группы 5
553 000
10 794 560
6.
Медикаменты группы 6
479 000
4 148 140
7.
Медикаменты группы 7
98 000
1 863 960
8.
Медикаменты группы 8
934 000
8 480 720
9.
Медикаменты группы 8
98 000
1 863 960
10.
Медикаменты группы 10
934 000
690 000
11.
Медикаменты группы 11
98 000
3 500 620
12.
Медикаменты группы 12
934 000
7 950 000
Рассчитать (определить) с использованием встроенных функций и следующие показатели:
- суммарный объем продаж в руб.;
- группу медикаментов с максимальным и минимальным денежном выражении объемом продаж;
- суммарный объем продаж в количественном выражении;
- группу медикаментов с максимальным (минимальным) объемом продаж в натуральном выражении.
5. Перечень вопросов для проверки исходного уровня знаний:
1.Для чего используется автозаполнение и как оно осуществляется?
2.Как производится ввод формул в ячейку таблицы?
3.Каковы способы размещения текста в ячейках таблицы?
4.Перечислите основные способы копирование и выделение ячеек.
5.Удаление ячеек и данных в ячейках.
6.Добавление ячеек
7.Заполнение ячеек
8.Что такое скрытые строки или скрытые столбцы?
9.Перечислить и описать два основных способа, как временно убрать информацию, отраженную в определенных строках (столбцах) таблицы?
6. Перечень вопросов для проверки конечного уровня знаний:
1. Что представляет собой встроенная функция Excel?
2. Опишите классификацию встроенных функций по типам обрабатываемых данных.
3. Что может быть использовано в качестве аргументов встроенной функции?
4. Какие категории встроенных функций относятся к специальным областям.
5. Что такое искатель диапазона? Опишите работу с ним.
6. Порядок работы с инструментом Автосумма.
7. Опишите известные Вам встроенные функции Excel.
8. Опишите порядок выполнения работы. Как должна быть оформлена работа? Как необходимо представлять результаты проделанной работы
7. Хронокарта учебного занятия:
1.Организационный момент – 10 мин.
2.Разбор темы – 40 мин.
3.Текущий контроль ( тестирование, практическая работа)- 90 мин.
4.Подведение итогов занятия – 10 мин.
8. Самостоятельная работа студента.
По учебнику Г.Г. Арунянц изучите основные принципы работы Мастера функций в MC Excel 2003.
9. Перечень учебной литературы к занятию:
1.Арунянц Г.Г., Столбовский Д.Н., Калинкин А.Ю.
«ИНФОРМАТИКА практический курс для студентов медицинских вузов». Владикавказ, 2005, Раздел 3. Занятие 2, стр. 358-378. Вариант2, стр. 375.
2. Есауленко И.Э., Семенов С.Н. Основы практической информатики в медицине; Воронеж, 2005.