Маркетинг неотделим от менеджмента. Современный менеджмент, управляя положением и деятельностью фирмы во внешнем мире, неизбежно реализует маркетинговый подход. Маркетинговый подход в современном менеджменте может быть понят прежде всего как рыночно ориентированная система управления. Это не управление производством, финансами или персоналом, вообще не система внутрифирменного управления. Это управление фирмой с ориентацией на запросы рынка и воздействие на окружающую рыночную среду и ее элементы, без чего невозможен рыночный успех.
Маркетинг-менеджмент – это управленческая деятельность, связанная с осуществлением планирования, организации, контроля, аудита и стимулирования мероприятий по интенсификации процесса формирования и воспроизводства спроса на товары и услуги, увеличению прибыли /4/.
Маркетинг-менеджмент интегрирует функциональный и институциональный смысл управления маркетинговой деятельностью на всяком иерархическом уровне социально-экономической системы.
В функциональном смысле маркетинг-менеджмент рассматривается как деятельность или процесс формирования, организации (например планирования) какого-либо решения и затем его осуществления (например его исполнение или контроль).
В институциональном смысле маркетинг-менеджмент – это руководящая сила, которая на основе предоставляемых ей правовых и организационных полномочий распределяет между отдельными работниками или группами работающих распоряжения и задачи, подлежащие обязательному исполнению.
окружающая среда
право
технология
экономика
общество
Рис. 26 Процесс маркетинга-менеджмента /4/
Основными элементами концепции маркетинга-менеджмента являются:
2) формулирование политики – концепция, модель, цели, стратегии;
3) реализация политики – планы, бюджет, маркетинговые мероприятия;
4) проверка и контроль политики – результаты, процессы, предпосылки объективных и субъективных изменений.
Управленческие воздействия в системе маркетинга-менеджмента различаются по направлениям. Они могут быть направлены на объект, процесс и функции (табл. 12) /4/.
таблица 12
Управленческие воздействия в системе маркетинга-менеджмента
Направление воздействия
Объект воздействия
Результаты воздействия
На объект
Товар
Улучшение потребительских свойств товара;
повышение качества товара;
изменение стиля и марки товара;
редукция цены
Покупатель
Рост числа потребителей;
Изменение структуры розничной и оптовой торговли;
Реализация в сфере услуг сопутствующих товаров
Посредники
Развитие собственной системы логистики;
Передача функций распределения товара
Конкуренты
Увеличение доли фирмы на рынке;
Улучшение качественных показателей;
Рост производительности
Продолжение табл. 12
На процесс
Экономические факторы
Формирование новой политики в области инвестиций, товарной диверсификации, усиление инвестиционной политики
Психологические факторы
Улучшение отношений с покупателем и персоналом фирмы;
Формирование имиджа нового товара
Социальные факторы
Повышение удовлетворенности работой, рост заработной платы, снижение налогов, учет социальной направленности рынка
На функции
Планирование
Планирование новых методов стратегического и тактического планирования
Управление
Использование положительных методов управления
Контроль и учет
Внедрение аудиторских проверок, создание комплексной системы учета