Концепция ABC формализует учет и анализ затрат по видам деятельности (Activity-Based Costing) в части распределения накладных расходов на конкретные товары, работы и услуги.
В основе концепции ABC лежит не столько рутинное бухгалтерское формирование затрат, сколько экономический расчет реальной себестоимости товаров, работ, услуг, не требующий обязательного отражения данных в рамках главной книги.
Наиболее эффективно концепция ABC реализуется в тех случаях, когда из накладных расходов выделяются затраты стратегического характера (исследования и разработки, маркетинг и распространение) и затраты рассматриваются в полном объеме в самом широком смысле слова, независимо от того, насколько точно они оценены в производственном сегменте текущей (сегодняшней) цепочки ценностей.
АВС-подход позволяет определить виды деятельности, приводящие к возникновению затрат, и исследовать основные носители затрат для этих видов деятельности, что обеспечивает более глубокое понимание категории затрат в долгосрочном периоде.
Р. Купер и Р. Каплан выделили три независимых, но согласованных действующих фактора, которые являются основными мотивами практического применения АВС:
1) процесс структурирования затрат существенно изменился: в современном бизнесе накладные затраты составляют около 60 %, материалы – 30 %, труд – только 10 % производственных издержек, в связи с чем использование рабочих часов в качестве базы распределения накладных затрат становится неактуальным;
2) значительно возрос уровень конкуренции, что требует эффективного управления затратами;
3) снизились затраты по сбору и анализу информации, необходимой для АВС.
Согласно концепции АВС в долгосрочном плане основная часть производственных затрат становится постоянной, что позволяет понять причины, вызывающие изменение накладных затрат с течением времени.
по теории АВС при расчете стоимости продукции должны учитываться все функции, обеспечивающие бизнес-процессы (бизнес-функции). При этом под бизнес-функцией понимают вид деятельности предприятия (например, производство, разработка технологии, логистика, распространение продукции, сервисное обслуживание, информационная поддержка, финансовое администрирование, общее управление).
Связь между продуктом и видом деятельности устанавливается путем отнесения на продукт затрат в соответствии с «потребностями» продукта в определенных видах деятельности.
Традиционный метод распределения накладных затрат дает искаженную информацию о себестоимости продукции в тех случаях, когда объем деятельности, непосредственно не связанной с производством, значителен. В результате могут быть приняты ошибочные управленческие решения.
Применение АВС-подхода происходит поэтапно:
1 этап – определение основных видов деятельности предприятия;
2 этап – создание для каждого вида деятельности центра затрат;
3 этап – определение для каждого вида деятельности носителя затрат;
4 этап – отнесение на продукт всех затрат, связанных с необходимыми для его создания видами деятельности.
Действия, производимые на этих этапах, в контексте метода АВС называют функциями. В основе управления, основанного на функциях, лежат аналитические методы, основывающиеся на использовании АВС-информации.
Преимуществами использования АВС-метода являются:
1) более точное определение стоимости продукции, которое дает возможность руководству предприятия принимать верные решения:
- по назначению цен на продукцию;
- по выбору ассортимента продуктов;
- относительно выбора между возможностью самостоятельного изготовления или приобретения продукции;
- по вложению средств в научно-исследовательские работы, автоматизацию процессов, продвижение и т.п.
2) ясность в отношении выполняемых функций, что позволяет:
- уделить больше внимания управленческим функциям (например, повышению эффективности дорогостоящих операций);
- выявить и сократить объем операций, не добавляющих ценности продукции.
В то же время АВС-метод обладает рядом недостатков:
1) процесс описания функций может оказаться излишне детализированным;
2) модель может быть сложной и ее трудно поддерживать;
3) этап сбора данных по функциям часто недооценивается;
4) для качественной реализации требуются специальные программные средства;
5) модель быстро устаревает в связи с организационными изменениями.