Фирма или компания, — производственная единица, преобразующая факторы производства в обладающие более высокой ценностью промежуточные и конечные товары и услуги.
Фирма - основная производственная единица и важнейший элемент теории рынка, она служит для объяснения того, как взаимодействуют производители и как их решения по ценообразованию и выпуску влияют на рыночное предложение и цену.
Термин "фирма"появился значительно раньше, чем возникли фирмы в современном их понимании. В современных условиях фирма представляет собой многоплановое явление хозяйственной жизни, содержание которого может быть рас. крыто через ряд признаков.
Признаки фирмы:
1. Фирма — это организация, т. е. совокупность людей объединенных общей целью, для достижения которой используются соответствующие структуры, умения и навыки экономических агентств. В этом смысле ни Робинзон, живущий на не обитаемом острове, ни отдельный ремесленник, изготовляющие садово-огородный инвентарь для продажи, ни бабушка, торгующая квашеной капустой или семечками на рынке, не мот рассматриваться в качестве фирмы. Фирма — это такой агент который возникает на основе сознательно сформированной группы людей для реализации ее интересов посредством производственной деятельности.
2. Фирма является самостоятельным экономически» агентом:
а) имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество;
б) отвечает по своим обязательствам этим имуществом;
в) обладает организационной обособленностью (фирма целостная единица в отличие от предприятия никому не подчинена);
г) имеет производственную и экономическую свободу (сама решает, что, как и для кого производить, кому и по какой цене продавать произведенный продукт, образом распределять конечный доход).
Самостоятельность фирмы выражается в особом ее наименовании — торговой марке.
3. Фирма выполняет особые функции в экономике:
предъявляет спрос на ресурсы, комбинирует их определенным образом в соответствующие технологии, производит товары и услуги с последующей их реализацией на рынке. При этом производственная функция фирмы связана с приобретением лишь редких ресурсов и выпуском таких же редких (экономических) благ, т.е. продуктов, которых недостаточно для удовлетворения потребностей всех желающих при нулевой цене. В свою очередь недостаточность благ для полного обеспечения потребностей общества составляет основу рационального использования ресурсов и эффективного обмена, осуществляемых фирмой посредством альтернативного выбора. Следовательно, фирма — инструмент альтернативного использования ресурсов в экономике между конкурирующими целями.
4 Фирма самостоятельно поддерживает и воспроизводитпроизводственный потенциал,т. е. осуществляет самофинансирование деятельности, что обеспечивается за счет прибыли — разницы между совокупной выручкой и совокупными издержками. Это отличает фирму от некоммерческих организаций, деятельность которых не предполагает получения прибыли.
ВЫВОД.Фирма представляет собой сложное организационно-экономическое и правовое образование, исследование которого ведется с разных точек зрения. Именно поэтому в экономической науке нет однозначной трактовки природы фирмы и причин ее возникновения.