русс | укр

Языки программирования

ПаскальСиАссемблерJavaMatlabPhpHtmlJavaScriptCSSC#DelphiТурбо Пролог

Компьютерные сетиСистемное программное обеспечениеИнформационные технологииПрограммирование

Все о программировании


Linux Unix Алгоритмические языки Аналоговые и гибридные вычислительные устройства Архитектура микроконтроллеров Введение в разработку распределенных информационных систем Введение в численные методы Дискретная математика Информационное обслуживание пользователей Информация и моделирование в управлении производством Компьютерная графика Математическое и компьютерное моделирование Моделирование Нейрокомпьютеры Проектирование программ диагностики компьютерных систем и сетей Проектирование системных программ Системы счисления Теория статистики Теория оптимизации Уроки AutoCAD 3D Уроки базы данных Access Уроки Orcad Цифровые автоматы Шпаргалки по компьютеру Шпаргалки по программированию Экспертные системы Элементы теории информации

Логарифмическая спираль


Дата добавления: 2015-07-09; просмотров: 3238; Нарушение авторских прав


У логарифмической спирали все время выдерживается постоянный угол относительно оси (раковина улитки).

Первым ученым, открывшим эту удивительную кривую, был Рене Декарт (1596—1650). Спирали, встречающиеся в природе, чаще всего бывают логарифмическими. Раковины наутилуса и улитки, соцветия маргаритки и подсолнечника, шишки сосны и паутина, сплетаемая одним из наиболее распространенных пауков, эпейра. Наиболее впечатляющим примером является спиральная структура галактик. И этот факт представляет не меньшую загадку, чем проблема их строения. Галактики состоят из горячих звезд и скоплений газа, которые в результате вращения галактика распределяются вдоль ветвей логарифмической спирали. У центра галактики ветви спирали вращаются быстрее, чем на границе, то есть они должны были бы быстро раскручиваться, и даже уничтожиться. Однако галактики, как правило, сохраняют спиральную структуру, что говорит о том, что ветви вовсе не раскручиваются.

Сила звука- это количество звуковой энергии, проходящей через единицу поверхности в единицу времени. Эта физическая величина не выражает величины нашего звукового ощущения- громкости.

Если мы будем слушать звуки различных частот, но одинаковой силы, то они покажутся нам отличающимися по громкости. Такое явление объясняется разной чувствительностью нашего уха к звукам различной частоты.

В 1846г. физиолог Вебер установил зависимость между ощущением и раздражением, вызывающим это ощущение. Им было доказано, что при едва заметном приросте ощущения отношение прироста раздражения к его первоначальной величине всегда остается постоянным. Названное отношение можно выразить в процентах. Вебер заметил, что прирост громкости (слухового восприятия) получится при увеличении силы звука на 10%.

В дальнейшем (в 1860г.) уже другой ученый – Фехнер подверг закон Вебера математической обработке. По результатам исследования был сформулирован общий психофизический закон Вебера - Фехнера, согласно которому ощущение изменяется пропорционально логарифму раздражения: S=k lg J/J0, где S – ощущение, J0 – первоначальное раздражение, J –последующее раздражение, k – коэффициент пропорциональности.



Человеческое ухо способно воспринимать звуки, сила которых может изменяться в миллиарды раз. Единицей измерения силы звука является бел. Однако чаще всего пользуются децибелом – единицей измерения, которая в 10 раз меньше бела.

Логарифмы
и равномерная темперация

дие́з — это знак альтерации, обозначающий повышение стоящей справа от него ноты на один полутон

Ко́мма - один из наименьших музыкальных интервалов,

На протяжении многих столетий существует так называемая пифагорова комма античной гаммы.

В пифагоровой музыкальной гамме целый тон делился на два неравных полутона. А в новом, 12-ступенном строе октава стала состоять из 12 равных полутонов:

«до1» - «до-диез»; «до-диез» - «ре»; «ре» - «ре-диез»; «ре-диез» - «ми»; «ми» - «фа»; « «фа» - «фа-диез»; «фа-диез» - «соль»; «соль» - «соль-диез»; «соль-диез» - «ля»; «ля» - «ля-диез»; «ля-диез» - «си»; «си» - «до 2».

На клавиатуре фортепиано каждая октава разделена на основные тоны и «диезы» соответственно белыми и черными клавишами.

Известно, что частота верхнего звука октавы больше частоты ее нижнего звука в 2 раза, а при переходе к каждому из 12 полутонов частота увеличивается в х раз. Эти условия дают возможность составить уравнение:

х12=2 или х=212.

Но с какого звука начать? Начнем, конечно, с «ля» первой октавы. С ним связана следующая легенда. Очень давно у древнеегипетского города Фивы каждое утро этот звук издавала колоссальная статуя Мемнона. Звучавшее «ля» давало возможность музыкантам получить чистый настрой струн своих инструментов.

Позже люди научились получать звук «ля» с помощью специального прибора – камертона. Камертон служит эталоном высоты звука. Он состоит из стального стержня прямоугольного или квадратного сечения, согнутого U – образно так, что две его ветви идут параллельно. Если камертон укрепить на открытом с одной стороны деревянном ящике, полость которого настроена в резонанс с его собственным тоном, то звук будет особенно усиливаться, станет чистым и хорошо слышимым. Камертон не использовался в качестве музыкального инструмента (разве может музыкальный инструмент издавать только один звук?). Этот прибор служит для получения нормального тона для настройки музыкальных инструментов.

Итак, зная частоту звука «ля» и используя коэффициент, 212можно получить все частоты звуков первой октавы фортепиано. Например, частота звука «ля-диез» равна 440*212 =466,16 Гц

Помимо частот звуков равномерно темперированной гаммы запишем еще и их логарифмы по основанию 2, а также логарифмы по тому же основанию частот соответствующих интервалов гаммы, т.е. от звука «до» (его частота обозначена через f0) до данного звука. Любую частоту в табл. 2 обозначим через fk , таким образом, k = 0, 1…,12.

В четвертом столбце таблицы 2 на первом месте получим:( формула 1).На втором месте – логарифм отношения частот звуков «до»-«до-диез»(это так называемая малая секунда). На третьем месте - логарифм отношения частот звуков «до»-«ре» (большая секунда). На пятом - логарифм отношения частот звуков «до»-«ми» (большая терция):

Свойство логарифмов: логарифм частного двух положительных чисел равен разности логарифмов этих чисел. Например, чтобы получить логарифм интервала кварта («до» - «фа»), достаточно найти разность: 8,448-8,031=0,417

Итак , логарифмы отношений частот весьма точно совпадают с разделением октавы на интервалы , равные 1/12 ,которые соответствуют полутонам. Таким образом, два равных полутона стали почти точно составлять целый тон.

С помощью 12-ступенной шкалы можно построить интервалы, которые наиболее распространены в музыке. Среди них октава, квинта, кварта, секста, терция, секунда, септима.

Измерение интервалов в долях такой крупной единицы, как октава, устраивает музыкантов, но далеко не достаточно для акустиков. Они придумали себе более мелкую единицу.

Такой единицей, по предположению английского акустика Эллиса, стал цент, равный 1/100 темперированного полутона или 1/1200 октавы. Применение центов используется в музыкальных опытах, которые приводят к созданию все новых и совершенных музыкальных инструментов.

Если принять в качестве стандартной высоты основного тона музыкальной настройки частоту звука «ля»,равную 440 Гц, то частоту любого другого тона можно выразить следующими формулами:

В октавах (формула 2)

В полутонах (формула 3(вписать формулы)

В центах (формула 4)

Надо сказать, что он не сразу был принят музыкантами. Да и математики того времени возражали против нововведения. Музыкантов не убеждала даже возможность модулирования(перехода в другую тональность) в новом строе. Они предпочитали держаться за старые способы настройки инструментов. А математикам казалась необоснованной важная роль логарифмов в расчетах гаммы. Но всех сомневающихся убедил гениальный немецкий музыкант Иоганн Себастьян Бах.



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Логарифмы «на слуху» и в ухе | Уровни звукового давления от различных источников


Карта сайта Карта сайта укр


Уроки php mysql Программирование

Онлайн система счисления Калькулятор онлайн обычный Инженерный калькулятор онлайн Замена русских букв на английские для вебмастеров Замена русских букв на английские

Аппаратное и программное обеспечение Графика и компьютерная сфера Интегрированная геоинформационная система Интернет Компьютер Комплектующие компьютера Лекции Методы и средства измерений неэлектрических величин Обслуживание компьютерных и периферийных устройств Операционные системы Параллельное программирование Проектирование электронных средств Периферийные устройства Полезные ресурсы для программистов Программы для программистов Статьи для программистов Cтруктура и организация данных


 


Не нашли то, что искали? Google вам в помощь!

 
 

© life-prog.ru При использовании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.

Генерация страницы за: 0.007 сек.