В этой разработке рассматривается тема «Алгоритмы обработки одномерных (линейных) массивов».
Изучение табличных величин — неотъемлемая часть любого курса информатики.
Обработка одномерных массивов (таблиц) включает большой класс задач, решаемых разными методами.
В работе дана классификация задач, выделены четыре группы задач:
1.Заполнение; 2.Анализ 3.Поиск 4.Перестановка.
В разработке представлены задачи и программные коды для каждой рассматриваемой группы.
Главные задачи: научить школьника самостоятельно строить алгоритмы, помочь ему овладеть приемами обработки таблиц.
Пояснительная записка
В этой работе рассматривается тема «Алгоритмы обработки одномерных (линейных) массивов», которая является обязательной в курсе информатики. Изучение табличных величин — неотъемлемая часть любого курса информатики.
Важность этой темы определяется особой ролью таблиц. Все применения ЭВМ основаны на их способности к быстрой и точной обработке больших объемов информации, а это возможно только когда информация однородна и отсортирована. Таким образом, таблицы как основное средство представления однородной информации неизбежно используются во всех реальных компьютерных программах.
На табличном принципе основана и архитектура современных компьютеров: память машины можно рассматривать как большой массив байтов, адреса которых располагаются по возрастанию. Следовательно, без понимания информационной сущности таблиц и основных алгоритмов их обработки невозможно формирование полноценных представлений о возможностях компьютеров и принципах их работы. Отсюда вытекает необходимость темы «Алгоритмы обработки одномерных массивов» в общеобразовательном курсе информатики. Абсолютно необходима эта тема и в углубленном курсе информатики.
Цельюмоей работы является изложение методики преподавания в 8-9 классах темы «Алгоритмы обработки одномерных (линейных) массивов».
Целью моей работы как учителя информатики: научить школьников работать с одномерными массивами (описание, ввод, вывод, обработка массива), освоить использование датчика случайных чисел; освоить инициализацию массива через его описание в блоке CONST, развить интеллектуальные способности и познавательные интересы школьников.
На примере этой темы мне хотелось бы продемонстрировать ту методику преподавания, которую использую и при преподавании многих других тем.
Для построения сколько-нибудь сложных и содержательных программ необходимо уверенное владение общими принципами применения таблиц и базовыми приемами их обработки.
В данной работе рассмотрен ряд простых алгоритмов, которые используются при построении более сложных.
Большое внимание стоит уделять реализации задачи с точки зрения оптимальности алгоритма ее решения, разумно будет проектировать такой алгоритм, который потребует меньших ресурсов времени и памяти.
Основные задачи:
Ø научить учеников создавать свои алгоритмы, опираясь на уже изученные алгоритмы.
Ø научить учеников переводить словесное описание алгоритмов на язык программ.
Ø научить учеников создавать эффективные алгоритмы.
Тема «Алгоритмы обработки одномерных (линейных) массивов» настолько богата и всеобъемлюща, что ее изучение начинается в 8 классах, и продолжается в последующие годы изучения информатики.
Массивы, или таблицы, присутствуют во всех процедурных языках. Предлагаемые подходы к теме не зависят от языка, и данную методику можно применять при использовании любого процедурного языка. В работе используется язык программирования Турбо Паскаль.
Работа содержит большое количество условий и решений задач – дидактический материал.
ТО и ПО: ПК, интерактивная доска, проектор, среда программирования BP, Microsoft Office.