Основатель школы научного управления Тейлор, используя наблюдения, замеры и анализ, усовершенствовал многие операции ручного труда рабочих и на этой основе добился повышения производительности и эффективности их труда. Результаты его исследований служили основанием для пересмотра норм выработки и оплаты труда рабочих.
Последователи Тейлора Френк и Лилиан Гилбрет занимались вопросами рационализации труда рабочих, изучением физическихдви- жений в производственном процессе и исследованием возможностей увеличения выпуска продукции за счет повышения производительности труда. Значительный вклад в развитие системы Тейлора внес Эмерсон, который исследовал штабной принцип в управлении и рационализацию производства. Форд сформулировал основные принципы организации производства, впервые отделил основную работу от ее обслуживания.
Из проведенных исследований и экспериментов авторы данной школы вывели ряд общих принципов, методов и форм организации производства и стимулирования труда работников. Основные принципы школы научного управления:
§ разработка оптимальных методов осуществления работы на базе изучения затрат времени, движений, усилий и т.п.;
§ абсолютное следование разработанным стандартам;
§ подбор, обучение и расстановка рабочих на те рабочие места, где они могут дать наибольшую пользу;
§ оплата по результатам труда;
§ выделение управленческих функций в отдельную сферу профессиональной деятельности;
§ поддержание дружеских отношений между рабочими и менеджерами.
Вклад школы научного управления в теорию менеджмента:
§ использование научного анализа для изучения трудового процесса и определения лучших способов выполнения задачи;
§ отбор работников, лучше всего подходящих для выполнения задач и обеспечение их обучения;
§ обеспечение работников ресурсами, требуемыми для эффективного выполнения их задач;
§ важность справедливого материального стимулирования работников для повышения производительности;
§ отделение планирования и организационной деятельности от самой работы.
К недостаткам данной теории можно отнести следующее:
§ учение базировалось на механистическом понимании человека, его места в организации и сущности его деятельности;
§ в работнике Тейлор и его последователи видели только исполнителя простых операций и средство достижения цели;
§ не признавали разногласий, противоречий, конфликтов между людьми;
§ в учении рассматривались и учитывались только материальные потребности рабочих;
Тейлор склонен был относиться к рабочим как к необразованным людям, игнорировал их идеи и предложения.
Основатель этой школы Тейлор многие годы посвятил увеличению производительности труда рабочих. По сути, он пытался найти ответ на вопрос: как сделать так, чтобы рабочий работал как машина? Совокупность принципов и положений данной школы впоследствии получили название «тейлоризм».
Вместе с тем данная теория стала серьезным переломным этапом, благодаря которому управление стало широко признаваться как самостоятельная область научных исследований. Впервые руководители-практики и ученые увидели, что методы и подходы, рекомендуемые школой, могут быть эффективно использованы для достижения целей организации.
Представителями этой школы были созданы научные основы управления производством и трудом. В 1920-е гг. из этого научного направления выделились самостоятельные науки: научная организация труда (НОТ), теория организации производства и др.