Основные определения системного подхода[править | править вики-текст]
В этом разделе не хватает ссылок на источники информации.
Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 31 января 2015.
Основоположниками системного подхода являются: А. А. Богданов, Л. фон Берталанфи, Эвард де Боно, Линдон ла Руш, Г.Саймон, П.Друкер, А.Чандлер, С. А. Черногор, Малюта А.Н.
· Система — совокупность взаимосвязанных элементов, образующих целостность или единство.
· Структура — способ взаимодействия элементов системы посредством определённых связей (картина связей и их стабильностей).
· Процесс — динамическое изменение системы во времени.
· Функция — работа элемента в системе.
· Состояние — положение системы относительно других её положений.
· Системный эффект — такой результат специальной переорганизации элементов системы, когда целое становится больше простой суммы частей.
· Структурная оптимизация — целенаправленный итерационный процесс получения серии системных эффектов с целью оптимизации прикладной цели в рамках заданных ограничений. Структурная оптимизация практически достигается с помощью специального алгоритма структурной переорганизации элементов системы. Разработана серия имитационных моделей для демонстрации феномена структурной оптимизации и для обучения.
Системный подход — это подход, при котором любая система (объект) рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов (компонентов), имеющая выход (цель), вход (ресурсы), связь с внешней средой, обратную связь. Это наиболее сложный подход. Системный подход представляет собой форму приложения теории познания и диалектики[источник не указан 841 день] к исследованию процессов, происходящих в природе, обществе, мышлении. Его сущность состоит в реализации требований общей теории систем, согласно которой каждый объект в процессе его исследования должен рассматриваться как большая и сложная система и одновременно как элемент более общей системы.
Развёрнутое определение системного подхода включает также обязательность изучения и практического использования следующих восьми его аспектов:
1. системно-элементного или системно-комплексного, состоящего в выявлении элементов, составляющих данную систему. Во всех социальных системах можно обнаружить вещные компоненты (средства производства и предметы потребления), процессы (экономические, социальные, политические, духовные и т. д.) и идеи, научно-осознанные интересы людей и их общностей;
2. системно-структурного, заключающегося в выяснении внутренних связей и зависимостей между элементами данной системы и позволяющего получить представление о внутренней организации (строении) исследуемой системы;
3. системно-функционального, предполагающего выявление функций, для выполнения которых созданы и существуют соответствующие системы;
4. системно-целевого, означающего необходимость научного определения целей и подцелей системы, их взаимной увязки между собой;
5. системно-ресурсного, заключающегося в тщательном выявлении ресурсов, требующихся для функционирования системы, для решения системой той или иной проблемы;
6. системно-интеграционного, состоящего в определении совокупности качественных свойств системы, обеспечивающих её целостность и особенность;
7. системно-коммуникационного, означающего необходимость выявления внешних связей данной системы с другими, то есть её связей с окружающей средой;
8. системно-исторического, позволяющего выяснить условия во времени возникновения исследуемой системы, пройденные ею этапы, современное состояние, а также возможные перспективы развития.
Практически все современные науки построены по системному принципу. Важным аспектом системного подхода является выработка нового принципа его использования — создание нового, единого и более оптимального подхода (общей методологии) к познанию, для применения его к любому познаваемому материалу, с гарантированной целью получить наиболее полное и целостное представление об этом материале.
Систе́ма (от др.-греч. σύστημα — целое, составленное из частей; соединение) — множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которое образует определённую целостность, единство[1].
Ключевые положения теории систем
Общая теория систем (ОТС) — подход, изучающий законы отдельных систем с целью выявления общих законов, свойственных всем системам, с последующим их обобщением в закономерности функционирования систем.
Цель ОТС заключается в построении концептуальной и диалектической основы для развития методов, пригодных для исследования более широкого класса систем, чем те, которые связаны с неживой природой.
Описание научных и методологических основ исследований было бы неполным без такого важного понятия в современном научном мировоззрении как «система» и все, что с ним связано.
Для того, чтобы понять, чем же отличаются методы системного анализа от других методов, применяемых в исследованиях, рассмотрим подробнее понятия теории систем и все, что с этим связано.
В современном понимании термин «система» возник в тридцатых годах ХХ века в работах известного ученого Берталанфи, который применил сначала идеи системного анализа к биологическим объектам, а затем эти идеи легли в основу общей теории систем. После второй мировой войны теория систем и связанные с ней дисциплины стали очень бурно развиваться. Не будет преувеличением сказать, что теория систем стала одной из основ современного научного мировоззрения.
Как у любого сложного, основополагающего понятия у термина “система” существует множество определений. Например, Оксфордский словарь английского языка дает такую формулировку “Система это набор или комплекс взаимосвязанных или взаимосвязанных объектов, которые образуют сложное единство; целое, состоящее из частей, расположенных упорядоченно в соответствии с какой-то схемой или планом”. Более простое определение можно сформулировать так:
Система – некоторая целостность (единство), состоящая из взаимосвязанных частей, каждая из которых вносит свой вклад в уникальные характеристики целого.
Основным в теории систем является понимание того, что любой объект и явление окружающего мира необходимо рассматривать в тесной взаимосвязи с окружающей средой, с одной стороны, и влияния друг на друга элементов, составляющих систему, с другой. Т.е. в любой совокупности элементов, объединенных в систему, появляется некоторое отличительное свойство, которое многие исследователи именуют «сложностью». В книге известного ученого Т.Саати сложность определяется как «…совокупность большого числа различных объектов, действующих вместе». Эта концепция – сердцевина общей теории систем. Сложность есть взаимодействие и взаимосвязанность, т.е. поведение одного или нескольких элементов, которые воздействуют на поведение других элементов. Поэтому в любой системе возникают некие новые свойства, которые априори не присущи отдельным частям и характеризуют новые структуры, в составе системы, образуемые взаимодействием существующих элементов. Из всего этого следует, что сложность и взаимодействие составных частей играют очень важную роль в понимании того, что такое система. Кроме того, любая система предназначена для выполнения определенного вида работ или решения достаточно четко очерченного класса задач. Из чего следует, что процесс функционирования системы представляется как процесс действия её элементов, подчиненных единой цели. Поэтому важной составной частью системного анализа является полнота и четкость описания цели функционирования системы, перечня решаемых ею задач.
Некоторые авторы, в частности, желая подчеркнуть сложность рассматриваемых объектов и необходимость применения к ним информационных и кибернетических понятий, делят системы на «простые» и «сложные». В принципе любая система может рассматриваться как простая или сложная, в зависимости от того, на каком уровне детализации она изучается. Не углубляясь в обсуждение правомочности и корректности применения термина «сложная система», будем считать, что «… объект целесообразно рассматривать как сложную систему, если при его изучении нам приходится отводить существенную роль комплексным общесистемным вопросам».
Таким образом, любой исследователь системы управления должен понимать, что он имеет дело с объектом, системность которого необходимо учитывать в первую очередь. Учет этого обстоятельства заключается не только в осознании цели функционирования исследуемой системы и её элементов, их взаимосвязи и взаимовлияния между собой. Кроме этого, в исследованиях необходимо отталкиваться от некоторых положений, следующих из основных постулатов общей теории систем.
Из определения системы как единства взаимосвязанных элементов следует, что система не является простой суммой частей. На этом основано понятие синергетического эффекта, который заключается в том, что реакция системы может быть совершенно иной (как количественно, так и качественно) чем сумма реакций отдельных её элементов. Попросту говоря, для системы целое далеко не всегда равно сумме её составных частей.
Из того же определения следует принцип целостности: цели функционирования всей системы должны быть согласованны с целями функций ее подсистем и элементов.
Система имеет границы, отделяющие её от общей среды. Этот важный принцип, несмотря на его кажущуюся простоту, очень часто бывает причиной многих ошибок. При анализе любой системы очень важно четко определить её границы. Бывает, что к системе относят элементы, которые являются частью внешней среды и наоборот, не учитывают некоторые элементы системы, относя их к внешней среде.
Системы делятся на открытые и закрытые. Система называется открытой, если она имеет связи с окружающей средой. Мы неоднократно упоминали о социотехнических системах. Здесь же самое время объяснить, что в современных теориях управления организации рассматриваются особая разновидность открытых систем, которые называются социотехническими системами. Такое название возникло в связи с тем, что социотехнические системы состоят из биологических (люди как биологические особи), социальных (группировки и групповые взаимодействия, привычки и убеждения) и физических (технические) (деньги, материалы, оборудование и пр.) подсистем и элементов.
Открытая система существует в состоянии гомеостаза (устойчивого равновесного состояния) с окружающей средой, при котором она усваивает достаточно вводов из своего окружения, чтобы возместить ее выходы плюс энергия и материалы, используемые для работы самой системы. Иначе говоря, всегда существует баланс между поступлениями в систему, внутренним содержанием и выходами из неё.
Очевидно, для того, чтобы какая-либо система достигла динамического гомеостаза, она должна обладать обратной связью. Это означает, что в системе должен быть обратный информационный ввод, который сообщает, действительно ли система достигла устойчивого состояния и не подвергается опасности разрушения. Это основной принцип необходимости управления (управленческого контроля) с точки зрения теории систем.
Любую систему можно представить состоящей из других систем, которые называется подсистемами. В свою очередь любая система (За исключением всей Вселенной) является подсистемой какой-то другой системы. Этот принцип называется принципом делимости.
Открытые системы, в частности социотехнические, тяготеют к нарастанию усложненности и дифференцированности. Это означает, что любая открытая система по мере своего роста стремится к большей специализации своих элементов и усложнению структуры, нередко расширяя свои границы или, создавая новую суперсистему (пример: любая успешно работающая фирма).
Открытые системы могут достигать желаемого состояния (динамического гомеостаза) различными способами, исходя из процесса или концепции, называемыми “эквифинальность”. Для социальной или социотехнической системы это означает, что к цели можно идти по-разному (например, с помощью вариации входных параметров или варьируемых процессов или методов в самой системе) и при этом не существует единственно лучшего пути. В закрытой системе элементы действуют одним, причинно-следственным путем.
В самом общем случае, задачи исследования любых систем, сводятся к двум основным классам:
1. задачи анализа, связанные с изучением свойств и поведением системы, в зависимости от её структуры и значений параметров, и
2. задачи синтеза, сводящиеся к выбору структуры и значений параметров, исходя из заданных свойств системы.
Классификации систем[править | править вики-текст]
Практически в каждом издании по теории систем и системному анализу обсуждается вопрос о классификации систем, при этом наибольшее разнообразие точек зрения наблюдается при классификации сложных систем. Большинство классификаций являются произвольными (эмпирическими), то есть их авторами просто перечисляются некоторые виды систем, существенные с точки зрения решаемых задач, а вопросы о принципах выбора признаков (оснований) деления систем и полноте классификации при этом даже не ставятся[4].
Классификации осуществляются по предметному или по категориальному принципу.
Предметный принцип классификации состоит в выделении основных видов конкретных систем, существующих в природе и обществе, с учётом вида отображаемого объекта (технические, биологические, экономические и т. п.) или с учётом вида научного направления, используемого для моделирования (математические, физические, химические и др.).
При категориальной классификации системы разделяются по общим характеристикам, присущим любым системам независимо от их материального воплощения[4]. Наиболее часто рассматриваются следующие категориальные характеристики:
· Количественно все компоненты систем могут характеризоваться как монокомпоненты (один элемент, одно отношение) и поликомпоненты (много свойств, много элементов, много отношений).
· Для статической системы характерно то, что она находится в состоянии относительного покоя, её состояние с течением времени остается постоянным. Динамическая система изменяет свое состояние во времени.
· Открытые системы постоянно обмениваются веществом, энергией или информацией со средой. Система закрыта (замкнута), если в неё не поступают и из неё не выделяются вещество, энергия или информация.
· Поведение детерминированных систем полностью объяснимо и предсказуемо на основе информации об их состоянии. Поведение вероятностной системы определяется этой информацией не полностью, позволяя лишь говорить о вероятности перехода системы в то или иное состояние.
· По происхождению выделяют искусственные, естественные и смешанные системы.
· По степени организованности выделяют класс хорошо организованных, класс плохо организованных (диффузных) систем и класс развивающихся (самоорганизующихся) систем.
· При делении систем на простые и сложные наблюдается наибольшее расхождение точек зрения, однако чаще всего сложность системе придают такие характеристики как большое число элементов, многообразие возможных форм их связи, множественность целей, многообразие природы элементов, изменчивость состава и структуры и т. д.[4]
Одна из известных эмпирических классификаций предложена Ст. Биром[12]. В её основе лежит сочетание степени детерминированности системы и уровня её сложности:
Системы
Простые (состоящие из небольшого числа элементов)
Сложные (достаточно разветвленные, но поддающиеся описанию)
Очень сложные (не поддающиеся точному и подробному описанию)
Детерминированные
Оконная задвижка Проект механических мастерских
Компьютер Автоматизация
Вероятностные
Подбрасывание монеты Движение медузы Статистический контроль качества продукции
Хранение запасов Условные рефлексы Прибыль промышленного предприятия
Экономика Мозг Фирма
Несмотря на явную практическую ценность классификации Ст. Бира отмечаются и её недостатки. Во-первых, критерии выделения типов систем не определены однозначно. Например, выделяя сложные и очень сложные системы, автор не указывает, относительно каких именно средств и целей определяется возможность и невозможность точного и подробного описания. Во-вторых, не показывается, для решения каких именно задач оказывается необходимым и достаточным знание именно предложенных типов систем. Такие замечания в сущности характерны для всех произвольных классификаций[4].
Помимо произвольных (эмпирических) подходов к классификации существует и логико-теоретический подход, при котором признаки (основания) деления пытаются логически вывести из определения системы. В данном подходе множество выделяемых типов систем потенциально неограниченно, порождая вопрос о том, каков объективный критерий для выделения из бесконечного множества возможностей наиболее подходящих типов систем[4].
В качестве примера логического подхода можно сослаться на предложение А. И. Уёмова на основе его определения системы, включающего «вещи», «свойства» и «отношения» строить классификации систем на основе «типов вещей» (элементов, из которых состоит система), «свойств» и «отношений», характеризующих системы различного вида[13].
Предлагаются и комбинированные (гибридные) подходы, которые призваны преодолеть недостатки обоих подходов (эмпирического и логического). В частности, В. Н. Сагатовский предложил следующий принцип классификации систем. Все системы делятся на разные типы в зависимости от характера их основных компонентов. При этом каждый из указанных компонентов оценивается с точки зрения определенного набора категориальных характеристик. В результате из полученной классификации выделяются те типы систем, знание которых наиболее важно с точки зрения определенной задачи[10].
Классификация систем В. Н. Сагатовского:
Категориальные характеристики
Свойства
Элементы
Отношения
Моно
Поли
Статические
Динамические (функционирующие)
Открытые
Закрытые
Детерминированные
Вероятностные
Простые
Сложные
Закон необходимости разнообразия (закон Эшби)[править | править вики-текст]
При создании проблеморазрешающей системы необходимо, чтобы эта система имела большее разнообразие, чем разнообразие решаемой проблемы, или была способна создать такое разнообразие. Иначе говоря, система должна обладать возможностью изменять своё состояние в ответ на возможное возмущение; разнообразие возмущений требует соответствующего ему разнообразия возможных состояний. В противном случае такая система не сможет отвечать задачам управления, выдвигаемым внешней средой, и будет малоэффективной. Отсутствие или недостаточность разнообразия могут свидетельствовать о нарушении целостности подсистем, составляющих данную систему.
Общая теория систем[править | править вики-текст]
Основная статья: Общая теория систем
Общая теория систем — научная и методологическая концепция исследования объектов, представляющих собой системы. Она тесно связана с системным подходом и является конкретизацией его принципов и методов.
Первый вариант общей теории систем был выдвинут Людвигом фон Берталанфи. Его основная идея состояла в признании изоморфизма законов, управляющих функционированием системных объектов[14].
Современные исследования в общей теории систем должны интегрировать наработки, накопленные в областях «классической» общей теории систем, кибернетики, системного анализа, исследования операций, системной инженерии и т.д.
Свойства систем[править | править вики-текст]
Общие для всех систем[править | править вики-текст]
· Целостность — система есть абстрактная сущность, обладающая целостностью и определенная в своих границах[2]. Целостность системы подразумевает, что в некотором существенном аспекте «сила» или «ценность» связей элементов внутри системы выше, чем сила или ценность связей элементов системы с элементами внешних систем или среды.
· Синергичность, эмерджентность, холизм, системный эффект — появление у системы свойств, не присущих элементам системы; принципиальная несводимость свойств системы к сумме свойств составляющих её компонентов (неаддитивность). Возможности системы превосходят сумму возможностей составляющих её частей; общая производительность или функциональность системы лучше, чем у простой суммы элементов[2].
· Иерархичность — каждый элемент системы может рассматриваться как система; сама система также может рассматриваться как элемент некоторой надсистемы (суперсистемы).
Организация как система управления
Система - совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которая образует некоторую целостность, единство. Среди се основных признаков следует назвать: множественность элементов, целостность и единство между ними, наличие определенной структуры. Вместе с тем система имеет свойства, отличные от свойств своих элементов. Всякая система имеет входное воздействие, структуру обработки входного воздействия, конечные результаты и обратную связь.
Выделяют системы материальные и абстрактные, статичные и динамичные, органические и неорганические, открытые и закрытые, и т. д. в зависимости от оснований классификации систем.
Организация в менеджменте - это объединение людей, совместно реализующих некоторую программу или достигающих определенной цели и действующих на основе определенных процедур и правил. В общем смысле под организацией имеют в виду способы упорядочения и регулирования действий отдельных индивидов и социальных групп. В узком смысле под организацией понимают относительно автономную группу людей, ориентированную на достижение некоторой заранее определенной цели, реализация которой требует совместных координированных действий.
Организация как система управления - одно из ключевых понятий теории организации, которое связанно с:
· целями;
· функциями;
· процессом управления;
· квалификацией менеджеров;
· распределением полномочий для достижения определенных целей.
В рамках этой системы протекает весь управленческий процесс, в котором участвуют менеджеры всех уровней, категорий и профессиональных специализаций. Организация построена для того, чтобы все протекающие в ней процессы осуществлялись своевременно и качественно. Отсюда то внимание, которое уделяют ей руководители организаций и специалисты, стремящиеся к непрерывному совершенствованию, развитию как системы в целом, так и ее отдельных составляющих.
Управление - это процесс воздействия на систему с целью поддержания заданного положения или перевода ее в новое состояние. Любая система управления должна иметь четыре основных элемента:
· вход основной системы;
· выход основной системы;
· канал обратной связи (воспринимающее устройство, измеряющее и передающее информацию о состоянии выхода);
· блок управления, сравнивающий фактический и заданный выход и в случае необходимости вырабатывающий управляющее воздействие.
В настоящее время в составе организации как системы управления выделяют следующие подсистемы:
1. структура управления;
2. техника управления;
3. функции управления;
4. методология управления.
Надо отметить, что систему управления можно рассматривать как с позиции статики, т. е. как некий механизм (организация), так и с позиции динамики - как управленческую деятельность.
Подходы (методология) к управлению включают в себя цели, законы, принципы, методы и функции, технологии управления и практику управленческой деятельности. Основной задачей системы управления организации ставится формирование профессиональной управленческой деятельности.
Процесс управления, как элемент управленческой деятельности, включает в себя: систему коммуникации, разработку и реализацию управленческих решений, информационное обеспечение.
Структура и техника управления являются элементами механизма управления и включают себя соответственно:
· структуру управления организации, во многом определяющуюся по отношению к другим элементам. Структура органов управления и должностей, распределение между ними полномочий и ответственности часто предопределяет технику управления, процесс, методы, функции и схему организационных отношений с учетом профессионализма персонала;
· компьютерную и оргтехнику, мебель, каналы передачи информации (сети связи), систему документооборота. Стройность и действенность системы управления в немалой степени зависит от системы документооборота предприятия. От нее напрямую зависит и число ошибок учета и планирования, и оперативность реагирования на определенное воздействие. На практике все более широкое понимание находит истина, что функциональность организации рабочего места повышает производительность труда работника и управленца не только технически, но и в результате получения ими положительного эмоционального настроя.
Сущность управления можно проследить через эволюцию представления об организации как основного объекта управления. Выделяют пять перечисленных ниже этапов.
1. Организация представляется как сумма трудовых операций. Управлять - значит правильно организовать производственные процессы и повышать производительность труда. Организация конструируется и контролируется менеджерами.
2. Организация - это административная пирамида как наиболее устойчивое строение (административный механизм). Ей присуща четкая структура, единоначалие, разделение труда, баланс полномочий и ответственности, корпоративная мораль.
3. Организация - бюрократия, где человек - это винтик огромной машины, материал для построения целого, не имеющий право на индивидуальные особенности. Индивидуальность личности подавляется разработкой и предписанием точного соблюдения инструкций практически "на все случаи жизни".
4. Организация - это группа единомышленников, семья. При такой концепции на первый план выходят межличностные и .межгрупповые отношения (принцип Э. Мэйо). Управление должно вписываться в психологическую структуру группы, осознавать возможность спонтанного, неконтролируемого, самоорганизации.
5. Организация - это социотехническая система, т. е. взаимодействие группы людей с определенной техникой. Техническая система и система межличностных отношений могут пересекаться. От технической системы зависят социальные отношения, а от последних - производственная система. Отсюда - организация характеризуется как сложная, разнородная вероятностная система.