Основной задачей транспортного хозяйства является обеспечение бесперебойного, в соответствии с графиком производства перемещения грузов при наилучшем использовании транспортных средств и минимальной себестоимости транспортных операций.
Классификация транспортных средств, применяемых на предприятиях.
- Транспорт подразделяют на внешний, межцеховой, внутрицеховой.
- По способу действия транспортные средства подразделяются на средства непрерывного действия и прерывного (циклического).
- По направлению перемещения грузов транспортные средства бывают:
1) горизонтальные (транспортеры)
2) вертикальные (подъемники, лифты)
3) горизонтально-вертикальные (автопогрузчики, кран-балки, мостовые краны)
4) наклонные (канатные и монорельсовые дороги).
Транспортное хозяйство состоит из общезаводского транспортного хозяйства и транспортных хозяйств цехов.
Организация перевозок базируется на изучении грузопотоков и грузооборота в масштабе предприятия и его различных подразделений.
Грузовой поток – это количество грузов (тонны, штуки), перемещаемых в единицу времени в определенном направлении, между двумя пунктами.
Грузооборот – это количество грузов, подлежащих перемещению за определенный период времени (год, квартал, месяц, сутки).
Грузооборот предприятия равен сумме отдельных грузовых потоков.
Межцеховые и внутрицеховые перевозки организуются по двум системам маршрутов движения транспортных средств: маятниковой и кольцевой.
При маятниковой системе – транспортное средство действует между двумя пунктами по принципам одностороннего и двустороннего маятника.
В первом случае транспортное средство возвращается без груза, а во втором – с грузом.
Кольцевая система – это замкнутый маршрут, по которому транспортное средство доставляет грузы цехам (объектам), расположенным по радиусу.
Суточный грузооборот (т/дн.) определяется по формуле:
Gт.с. = Кгр * Gт.пл
Fд