Изучить предметную область «Колледж», выявить ее фрагменты, охарактеризовать отдельный фрагмент («Цикловая комиссия»), выявить его объекты и процессы.
2.Перечислить свойства баз данных.
Охарактеризовать свойство независимости данных от использующих их прикладных программ и целостность базы данных.
Описать процесс добавления новых данных в базу данных, состоящую из двух объектов: объект «Учащийся» и объект «Успеваемость» с соблюдением свойства целостности данных. Объект «Учащийся» содержит справочные данные об учащихся группы: номер студенческого билета, ФИО, адрес, номер группы. Объект «Успеваемость» содержит данные об успеваемости учащихся в группе по различным дисциплинам: номер по порядку, ФИО, название дисциплины, оценка (записать конкретные значения нескольких экземпляров объектов).
3.Перечислить свойства баз данных.
Охарактеризовать свойства восстанавливаемость, эффективность, предельные размеры и эксплуатационные ограничения.
Описать процесс удаления и процесс модификации данных в базе данных, состоящей из двух объектов: объект «Учащийся» и объект «Успеваемость» с соблюдением свойства целостности данных. Объект «Учащийся» содержит справочные данные об учащихся группы: номер студенческого билета, ФИО, адрес, номер группы. Объект «Успеваемость» содержит данные об успеваемости учащихся в группе по различным дисциплинам: номер по порядку, ФИО, название дисциплины, оценка (записать конкретные значения нескольких экземпляров объектов).
4.Дать определение системы управления базами данных (СУБД).
Охарактеризовать функции СУБД: управление транзакциями, журнализация и восстановление БД после сбоев.
Показать механизм использования транзакции на примере «Банкомат».
5.Перечислить набор функций СУБД.
Охарактеризовать функцию СУБД: поддержание языков БД.
Записать словесный алгоритм процедуры вычисления произведения элементов двух массивов, который соответствует следующему действую над БД: в БД «Товар» с помощью запроса получить вычисляемое поле Стоимость», в которое заносятся значения произведения двух полей «Количество» и «Цена» (на языке БД SQL этот запрос выглядит следующим образом:
SELECT *, [Количество]*[Цена] AS Стоимость
FROM Товар;
6.Перечислить основные виды программ, относящихся к СУБД (классификация СУБД).
Охарактеризовать полнофункциональные СУБД.
В полнофункциональной СУБД MS Access записать порядок действий для ввода информации в базу данных «Учебный процесс», предназначенную для ведения учета успеваемости учащихся в колледже, состоящую из двух таблиц «Учащиеся» и «Успеваемость».
7.Перечислить основные виды программ, относящихся к СУБД (классификация СУБД).
Объяснить различия между многопользовательскими и однопользовательскими СУБД.
Выявить соответствие между клиентом и сервером БД, вписать в соответствующие компоненты на представленном рисунке такие понятия как: база данных, приложение, транзакция, хранимая процедура, триггер
Рисунок 1 –Клиент-серверная архитектура
8.Дать определение модели данных.
Выявить различия между иерархической моделью данных и сетевой моделью данных.
Изобразить на рисунке организацию типа данных «дерево» в базе данных «Учебный процесс», содержащую следующие типы дерева: «Группа» с подтипами «№ группы», «Количество студентов», «Размер стипендии»; «Предметы» с подтипами «Наименование», «Количество часов»; «Студенты» с подтипами «№ студенческого билета», «Фамилия, имя, отчество», «Стипендия».
9.Дать определение реляционной модели данных.
Описать основные компоненты реляционных баз данных: тип данных, отношение, сущность, атрибуты.
В процессе проектирования базы данных «Учебный процесс», предназначенной для ведения учета успеваемости студентов в учебном учреждении, выявить атрибуты для сущностей «СТУДЕНТ» и «ЭКЗАМЕН», записать экземпляры данных сущностей.
10.Дать определение первичного ключа реляционной БД.
Описать основные компоненты реляционных баз данных: домен, схема отношения, кортеж.
Построить отношение «Студенты» реляционной базы данных «Учебный процесс», предназначенной для ведения учета успеваемости студентов в учебном учреждении, заполнить его конкретными данными, схематически указать на его примере основные компоненты: атрибут, кортеж, первичный ключ, домен.
11.Дать определение индекса.
Объяснить разницу между индексом и ключом.
Построить отношение «Товары» реляционной базы данных, предназначенной для ведения учета реализации непродовольственных товаров в торговой организации, заполнить его конкретными данными, определить первичный ключ, обосновать выбор индексных полей.
12.Перечислить виды связей между отношениями реляционной базы данных.
Объяснить организацию первичных и внешних ключей.
Создать отношение «Справочник учащихся», содержащее следующие поля: Номер студенческого билета, Фамилия, Имя, Отчество, Год рождения, Адрес, Телефон, Год окончания средней школы, Пол, Рост, Вес, Хронические заболевания; разбить на два отношения; указать и обосновать вид связи.
13.Перечислить виды связей между отношениями реляционной базы данных. Охарактеризовать виды связей один-ко-многим и много-к одному.
Построить отношение «Покупатели», содержащее поля – Фамилия, Имя, Отчество, Наименование организации, и отношение «Приобретенный товар», содержащее поля – Наименование товара, Дата приобретения, Количество, Цена; указать и обосновать вид связи.
14.Перечислить виды связей между отношениями реляционной базы данных. Охарактеризовать вид связи много-ко-многим.
Построить отношение «Аудитории», содержащее поля – Номер, Название, Этаж, и отношение «Группы», содержащее поля – Номер группы, Название специальности, Количество человек; указать и обосновать вид связи.
15.Дать понятие об унифицированном языке моделирования (UML). Охарактеризовать диаграмму классов.
При проектировании базы данных «Библиотека», предназначенной для автоматизации ведения учета выдачи книг, выявлены следующие классы: «Клиенты» (свойства класса: Номер клиента, Фамилия, Имя, Адрес, Адрес электронной почты), Выдача (свойства класса: Номер клиента, Номер книги, Дата возврата, Тип книги), «Книга» (свойства класса: Номер книги, Название, Автор, Название издательства, Год издания). Построить диаграмму классов.
16.Дать понятие о реляционной алгебре.
Объяснить разницу между реляционной алгеброй и реляционными исчислениями.
Использовать два отношения:
F10
Year
Job
Chair
Цветкова С.С
Доцент
Козлова К.К
Доцент
Петров П.П
Ст. преп
Лютикова Л.Л
Ассистент
F10
Year
Job
Chair
Иванов И.И
Зав. Каф
Сидоров С.С
Проф
Гиацинтова Г.Г
Пров
Цветкова С.С
Доцент
Козлов К.К
Доцент
Записать результирующее отношение после операции объединения
17.Перечислить традиционные операции над множествами.
Охарактеризовать операцию: пересечения.
Использовать два отношения:
F10
Year
Job
Chair
Цветкова С.С
Доцент
Козлова К.К
Доцент
Петров П.П
Ст. преп
Лютикова Л.Л
Ассистент
F10
Year
Job
Chair
Иванов И.И
Зав. Каф
Сидоров С.С
Проф
Гиацинтова Г.Г
Пров
Цветкова С.С
Доцент
Козлов К.К
Доцент
Записать результирующее отношение после операции пересечения
18.Перечислить традиционные операции над множествами.
Охарактеризовать операцию: разность.
Использовать два отношения:
F10
Year
Job
Chair
Иванов И.И
Зав. Каф
Сидоров С.С
Проф
Гиацинтова Г.Г
Пров
Цветкова С.С
Доцент
Козлов К.К
Доцент
F10
Year
Job
Chair
Цветкова С.С
Доцент
Козлова К.К
Доцент
Петров П.П
Ст. преп
Лютикова Л.Л
Ассистент
Записать результирующее отношение после операции разность
Job
Зав.каф
Проф
Ст.преп
Доцент
Ассистент
19.Перечислить традиционные операции над множествами.
Записать результирующее отношение после операции произведения.
F10
Year
Job
Chair
Иванов И.И
Зав. Каф
Сидоров С.С
Проф
Гиацинтова Г.Г
Пров
Цветкова С.С
Доцент
Козлов К.К
Доцент
20.Перечислить специальные реляционные операции над множествами. Охарактеризовать операции: выборка и проекция.
Использовать отношение:
Задать условие Chair = 22. Построить результирующее отношение с использованием операции выборки. Используя операцию проекции построить результирующее отношение, содержащее два поля по выбору.
21.Перечислить специальные реляционные операции над множествами. Охарактеризовать операцию: соединения.
Использовать два отношение:
F10
Job
Chair
Иванов И.И
Зав. Каф
Сидоров С.С
Проф
Гиацинтова Г.Г
Пров
Цветкова С.С
Доцент
Козлов К.К
Доцент
Job
Pay
Зав.каф
Проф
Доцент
Построить результирующее отношение после операции соединения.
22.Перечислить специальные реляционные операции над множествами. Охарактеризовать операцию: деления.
Использовать отношения:
Делимое Посредник Делитель
Job
Зав.каф
Проф
Доцент
Ст.Преп
Ассистент
Chair
Job
Chair
Зав.каф
Проф
Доцент
Зав.каф
Доцент
Ст.преп
Ассистент
Построить результирующее отношение после операции деления
23.Дать понятие о нормализации.
Раскрыть сущность нормализации.
Использовать отношение «Продажа»:
Исходная таблица продаж
Заказчик
ИД продукта
Продукт
Количество
Цена
Всего
111,333,555
Лампа, нож, зонт
4,2,3
1,5,50
4,10,150
Используя правило нормализации привести отношение к первой нормальной форме; записать результат.
24.Перечислить нормальные формы.
Охарактеризовать вторую нормальную форму.
Построить отношение «Продажа»:
Исходная таблица продаж
Заказчик
ИД продукта
Продукт
Количество
Цена
Всего
Лампа
Нож
Зонт
Используя правило нормализации привести отношение ко второй нормальной форме
25.Перечислить нормальные формы.
Охарактеризовать третью нормальную форму.
Построить отношение «Продажа»:
Исходная таблица продаж
Заказчик
ИД продукта
Количество
Всего
Используя правило нормализации привести отношение к третьей нормальной форме