Представляет собой хозяйственный организм, включающий управленческий механизм, направленный на оптимизацию научно-технической и производственно - бытовой деятельности
Основные переменные в самой организации, которые требуют внимания руководства, - это цели, задачи, технология, структура и люди.
1) Цели – конкретные конечные состояния, желаемый результат, который стремится достичь организация – получение прибыли
2) Задачи – предписанная работа, часть целого, которая должна быть выполнена заранее установленным способом в заранее оговоренные сроки. Формулирование задач – разделение труда. 3 категории задач: работа с людьми, с предметами, с информацией.
3) Технология – процесс преобразования сырья в конечный продукт. Процессы стандартизации, оптимизации. Классификация технологий по Вудворт (женщина):
- Единичное, мелкосерийное, индивидуальное производство – 1 изделие
- Массовое, крупносерийное производство(большое количество идентичных изделий )
- Непрерывное производство – автоматизированное оборудование (нефть, эл. энергия)
4) Структура – логические взаимоотношения уровней управления и функциональных областей, построенных в такой форме, которая позволяет наиболее эффективно достигать целей организации. Отражает: сложившиеся в организации связи между подразделениями и объединение подразделений в единое целое. Число лиц, подчиненных руководителю – сфера контроля. Широкая сфера контроля - это если одному руководителю подчиняется довольно большое количество людей, в результате чего эта сфера имеет плоскую структуру управления.Узкая сфера контроля - каждому руководителю подчиняется мало людей, т.е. многоуровневая структура.
5) Люди–Менеджер – контролирует сотрудников, результаты их деятельности, стимулирует. 5 групп процессов (объекты управления Менеджера) :
- Производство – управление процессом переработки ресурсов – менеджер осуществляет: управление разработкой и проектирование продукта, выбор технологического процесса, выбор метода изучения продукции, управление закупкой сырья, материалов, управление запасами на складах, хранение, контроль качества.
- Маркетинг – изучение рынка, реклама, ценообразование, создание систем сбыта, осуществление сбыта.
- Финансы – управление процессом движения фин. ср-в организации: составление бюджета и финансового плана, формирование денежных ресурсов, распределение средств, оценка финансового потенциала организации.
- Персонал – обеспечение производственной и других сфер деятельности организации людскими ресурсами: выполнение всех управленческих действий, связанных с соц. сферой: переподготовка, найм, условия труда.
- Эккаунтинг – управление процессом анализа, обработки информации о работе организации с целью сравнения финансовой деятельности организации с ее возможностями и возможностями конкурентов.
Стратегическое планирование. Содержание стратегического менеджмента и процесса стратегического планирования. Уровни стратегии.
На различных уровнях менеджмента существуют различные виды планирования:
Стратегическое планирование- это детальный комплексный план управленческих действий, предназначенный для того, чтобы обеспечить достижение долговременного успеха предприятия.
Стратегия направлена на:
-укрепление конкурентных позиций,
-удовлетворение потребностей,
-достижение поставленных целей
Процесс стратегического планирования включает:
Распределение ресурсов предусматривает приоритетное обеспечение стратегическими корпоративными ресурсами (фонды, дефицитные управленческие таланты и технологический опыт) важных направлений деятельности предприятия, определяющих его конкурентную позицию на рынке и успех в длительной перспективе.
Адаптация к внешней среде Деятельность предприятия необходимо адаптировать к благоприятным внешним возможностям и к опасностям . Выявление таких возможностей и угроз является важным элементом процесса стратегического планирования.
Внутренняя координациявключает координацию стратегической деятельности для учета сильных и слабых сторон предприятия с целью достижения эффективной интеграции внутренних усилий и возможностей.
Организационное стратегическое предвидениепредусматривает осуществление систематического развития мышления менеджеров на осознание ими прошлого опыта стратегического управления предприятием. Эта деятельность направлена на развитие стратегического мышления менеджеров и повышение их квалификации.
Ответственность за правильную разработку стратегии несет высшее руководство фирмы. Стратегическое планирование требует высокой ответственности, масштабных действий менеджеров.
Оперативное (тактическое) планирование имеет дело с распределением ресурсов организации для достижения стратегических целей. Оно обычно охватывает краткосрочный и среднесрочный периоды и является предметом ответственности среднего и низшего управленческого эвена. Основной вопрос перспективного планирования — чего хочет в будущем добиться организация. Оперативное планирование конкретизирует то, каким образом, какими путями организация намерена достигнуть подобного состояния. Разница между перспективным и оперативным планированием — это разница между целями и средствами их достижения.
Существует два типа стратегии:
прямая (или целенаправленная);
косвенная (или стратегия последовательного внедрения).
Для фирмы, применяющей прямую стратегию, она является планом или программой, устанавливающей цели и пути их достижения как способ воплощения мысли. В фирмах этого типа менеджеры сочетают различные подходы к формулировке стратегии.
Косвенная стратегия, напротив, является способом реагирования на внешние воздействия. В большей или меньшей степени каждая фирма применяет стратегию приспособления к внешнему влиянию. Некоторые просто не рассматривают ее как отдельный вид стратегического плана.
Любая стратегия формулируется на 3 различных уровнях в иерархии процесса принятия решений.
.Корпоративная стратегия (стратегия для компании и сфер ее деятельности в целом).
Деловая стратегия (для каждого отдельного вида деятельности компании).
Функциональная стратегия (для каждого функционального направления определенной сферы деятельности). Каждая сфера деятельности имеет производственную стратегию, стратегии маркетинга, финансов и т. д.
Содержание процесса стратегического планирования
Стратегическое планирование включает:
1. Анализ среды
2. Определение миссии и целей организации
3. Выбор стратегии
4. Выполнение стратегии
5. Оценка и контроль выполнения стратегии
1) Анализ внешней среды представляет процесс, посредством которого разработчики стратегического плана контролируют внешние по отношению к предприятию факторы, чтобы определить новые возможности и угрозы для его развития.
2) Миссия является общей целью предприятия, определяющей причину и назначение его существования. Миссия определяет бизнес предприятия, обеспечивая направления и ориентиры при формулировании его целей и стратегий на различных организационных уровнях.
Цели предприятия формулируются и устанавливаются на основе его общей миссии и определенных ценностей, на которые ориентируется высшее руководство.
3) Виды стратегий:
1. Стратегия ограниченного роста. Стратегия от достигнутого(прирост продукции планируется только при инфляции).
2. Стратегия роста(рост финансовых показателей продукции, превышающий инфляцию), инновационное предприятие.
3. Стратегия сокращения:
- ликвидация,
- отсечение лишнего,
-сокращение и переориентация
4. Комбинированная стратегия: на выбор стратегии влияют: знание прошлых стратегий, время, риск, реакция владельцев фирмы.
4) Инструменты достижения выполнения стратегии:
-тактика(формируется исходя из стратегии)
-политика(правила, определяющие направление действий по реализации стратегии и достижений целей организации)
-процедуры(последовательность действий в конкретных ситуациях)
-правила(действия в конкретной ситуации).
Опасность: неправильное использование потенциала предприятия. Чтобы обеспечить реакцию предприятия на изменения, необходимо адаптировать стратегию: ситуационный план. Совокупность таких планов-адаптивный план.
Уровни стратегии в организации:
«Первый уровень – корпоративный – присутствует в компаниях, действующих в нескольких сферах бизнеса.» Здесь принимаются решения о закупках, продажах, ликвидациях, перепрофилировании тех или иных сфер бизнеса, рассчитываются стратегические соответствия между отдельными сферами бизнеса, разрабатываются планы диверсификации, осуществляется глобальное управление финансовыми ресурсами.
Второй уровень – сферы бизнеса – уровень первых руководителей недиверсифицированных организаций, или совершенно независимых, отвечающих за разработку и реализацию стратегии сферы бизнеса. На этом уровне разрабатывается и реализуется стратегия, базирующаяся на корпоративном стратегическом плане, основной целью которой является повышение конкурентоспособности организации и ее конкурентного потенциала.
Третий – функциональный – уровень руководителей функциональных сфер: финансов, маркетинга, НИОКР, производства, управления персоналом и т.д.
Четвертый – линейный – уровень руководителей подразделений организации или ее географически удаленных частей, например, представительств, филиалов.
6) Анализ внешней и внутренней среды организации, SWOT - анализ, метод составления профиля среды. Типология стратегий развития организации. Выбор стратегической альтернативы: сетка развития товара и рынка, матрица "рост - доля рынка",матрица выбора стратегии в зависимости от динамики роста рынка и конкурентной способности фирмы.