Персональный менеджер — одна из важных фигур в музыкальном шоу-бизнесе. От качества его деятельности зависит успех реализации проекта. Самый лучший менеджер — это человек, обладающий большими возможностями, полезными связями и горящий энтузиазмом по отношению к делу.
Его функции заключаются в следующем:
— давать советы по условиям заключения контракта с той или иной фирмой;
— содействовать организации творческого процесса: отбор музыкального материала, подбор музыкантов, художников, фотографов и т.д.;
— осуществлять деловые связи с нужными людьми, координацию рекламных компаний и т.д.;
— осуществлять анализ рекламной и маркетинговой компании для производства альбомов, пластинок и т.д.;
— определять имидж фирмы, заключать коммерческие сделки и т.д.
Обычно соглашения с менеджерами подписываются на три-пять лет. Поначалу лучше заключить контракт на более короткий срок. При заключении контракта следует обсудить с менеджером сумму, которая ему причитается по истечении срока, если источником заработков явились сделки, подписанные или детально обговоренные в течение срока действия контракта. Поэтому важно продумать базис, на основании которого оплата по окончании срока будет строго определенной.
Личный менеджер (Д.Пассман) − генеральный директор и главный управляющий предприятия.
К его обязанностям можно отнести:
ü помощь в принятии главных деловых решений (с какой звукозаписывающей компанией подписать контракт, заключить ли сделку на издание, сколько денег запросить и т.д.);
ü помощь в творческом процессе (выбрать продюсера, решить какие песни записывать, кого взять в коллектив и т.д.);
ü продвижение карьеры, помощь в координировании рекламной компании и т.д.);
ü сбор и руководство профессиональной команды, а именно, юриста, коммерческого директора и агентов;
ü согласование условий концертных туров (заключение выгодных соглашений с рекламодателями, определение места гастролей, работа с коммерческим директором над составлением бюджета, проверка работы тур-менеджеров);
ü работа со звукозаписывающими компаниями.
Обычно гонорар менеджера составляет 15-20% от общего дохода, но большинство получает 15%. Однако в случае туров эта сумма гораздо больше, чем, кажется. (Например, если артист заработал 100 тыс., а чистый доход − 40 тыс., то 15% менеджера от общего дохода (15 тыс.) равны почти 40% от чистых 40 тыс. Отсюда возникает проблема ведения переговоров с менеджером.
Рассмотрим основные позиции ведения переговоров:
Вознаграждение. Следует ограничить сумму 15%. Иногда доля менеджера рассчитывается от чистого дохода, а не от общего, что особенно лучше для начинающих артистов (менеджер не получит денег, если артист их теряет). Возможен и другой вариант: менеджер получает процент от общего дохода артиста, но не более 50% от чистого, т.е. он не получит больше, чем заработает артист. В некоторых ситуациях, когда артист − суперзвезда, менеджер может получать 10% и меньше, а иногда фиксированную зарплату (не процент). Эти суммы выражаются шести-, а иногда и семизначными цифрами.
Исключения. Иногда можно уменьшить (или даже исключить) определенные виды заработка. Например, известный автор песен, желающий стать певцом нанимает менеджера, то последний может получать 15% от заработка как артиста и 10% как автора песен. Вариантов много.
Убыточные туры. Можно договориться с менеджером, что в случае если тур не принесет денег, менеджер не получит комиссионных. (Если ограничит доход менеджера 50% от гастрольных доходов, то он уже не получит ничего). Либо договориться о снижении процентной ставки (с 15% до 7,5% от убыточного тура) до момента получения дохода.
Вычеты. Некоторая часть денег обычно вычитается до расчета вознаграждения менеджеру, даже если процент платиться от общего дохода артиста. Большинство менеджеров не берут комиссионных с этих сумм, хотя по контракту имеет право. Поэтому необходимо прописывать в контракте следующие позиции.
1. Расходы на запись музыки. Если звукозаписывающая компания платит деньги, и они расходуются на запись музыки, то комиссионные менеджеру не платятся, т.к. эти деньги нельзя назвать заработком.
2. Деньги, выплачиваемые продюсеру. Они включают не только авансы, но и гонорар.
3. Соавторы. Менеджер не должен получать плату из денег, заработанных соавтором.
4. Средства на гастрольные туры. Это деньги на покрытие расходов на гастрольные туры, которые платит звукозаписывающая компания. В большинстве случаев менеджеры не берут с этих денег комиссионные, т.к. эти деньги лишь компенсируют затраты.
5. Судебные издержки. В случае преследования, с целью получения своих денег, затраты на судебные процедуры должны быть удержаны из суммы, от которой менеджер получает процент.
6. Звук и свет. Обычно по контрактам исполнитель должен привозить свое акустическое оборудование и световую аппаратуру. После концерта промоутер платит ренту (определенную сумму) за них. Обычно эти деньги считаются возмещением расходов, поэтому менеджер не получает доли от суммы на звук и свет (но с ним следует это уточнить).
7. Раскрутка. Попадая в категорию суперзвезд, в контракт могут быть включены деньги за раскрутку. Из них также не выплачиваются комиссионные.
Срок действия контракта с менеджером обычно составляет от трех до пяти лет. Однако желательно избегать долгосрочных контрактов. Обычно период работы менеджера привязан к альбомному циклу − периоду времени от начала записи альбома до окончания мероприятий по его раскрутке. Все заканчивается туром и раскруткой всех синглов альбома. Желательно, чтобы менеджер не работал дольше трех-четырех альбомных циклов.
Один из самых важных моментов − процент получаемый менеджером после завершения контракта, который, как правило, прописывается в контрактах. А именно:
· если записи сделаны в период действий контракта с менеджером, то он получает комиссионные от их продаж, осуществленные после завершения контракта;
· менеджер получает деньги от проданных записей, которые были сделаны после завершения срока действия контракта.