Основная особенность регрессионного анализа: при его помощи можно получить конкретные сведения о том, какую форму и характер имеет зависимость между исследуемыми переменными. Последовательность этапов регрессионного анализа. Рассмотрим кратко этапы регрессионного анализа.
1. Формулировка задачи. На этом этапе формируются предварительные гипотезы о зависимости исследуемых явлений.
2. Определение зависимых и независимых (объясняющих) переменных.
3. Сбор статистических данных. Данные должны быть собраны для каждой из переменных, включенных в регрессионную модель.
4. Формулировка гипотезы о форме связи (простая или множественная, линейная или нелинейная).
5. Определение функции регрессии (заключается в расчете численных значений параметров уравнения регрессии)
6. Оценка точности регрессионного анализа.
7. Интерпретация полученных результатов. Полученные результаты регрессионного анализа сравниваются с предварительными гипотезами. Оценивается корректность и правдоподобие полученных результатов.
При помощи регрессионного анализа возможно решение задачи прогнозирования и классификации. Прогнозные значения вычисляются путем подстановки в уравнение регрессии параметров значений объясняющих переменных. Решение задачи классификации осуществляется таким образом: линия регрессии делит все множество объектов на два класса, и та часть множества, где значение функции больше нуля, принадлежит к одному классу, а та, где оно меньше нуля, - к другому классу.
Таблица 4.1 ― Проведение регрессионного анализа с помощью инструмента Регрессия: результаты оценки на втором шаге
Порядковый номер месяца
Объем товарооборота, тыс.руб
Оборачиваемость товаров, дни
Удельный вес торговой площади в общей, %
Удельный вес товаров с высокими торговыми надбавками, %
43,5
44,0
22,5
43,0
44,0
18,0
43,0
44,0
24,9
43,5
47,8
24,4
43,0
47,8
20,6
42,5
47,8
19,0
43,0
49,0
22,2
41,5
49,0
21,6
42,0
50,3
19,8
41,5
50,3
19,7
40,5
50,3
23,1
40,0
50,3
23,9
40,0
50,3
21,2
39,0
50,3
20,4
39,5
50,3
24,2
39,0
49,0
26,5
Прогноз
36990,5
39,0
55,0
26,5
38378,4
35,0
49,0
27,0
ВЫВОД ИТОГОВ
Регрессионная статистика
Множественный R
0,97401351
R-квадрат
0,948702318
Нормированный R-квадрат
0,935877898
Стандартная ошибка
550,4256253
Наблюдения
Примечание – Источник: [1, с.134].
Дисперсионный анализ
df
SS
MS
F
Значимость F
Регрессия
73,976233
5,22487E-08
Остаток
3635620,4
302968,4
Итого
Коэфф.
Станд. ош.
t-стат
P-Значение
Нижние 95%
Верхние 95%
Y-пересечение
9236,64
4,54288
0,000674
21836,072
62085,9
Оборачиваемость товаров, дни
-769,193
127,905
-6,0138
6,09E-05
-1047,874
-490,51
Удельный вес торговой площади в общей, %
307,133
84,3761
3,64005
0,003388
123,29374
490,973
Удельный вес товаров с высокими торговыми надбавками, %
307,072
63,762
4,81591
0,000422
168,14686
445,998
Примечание – Источник: [1, с.135].
Формальный вид модели, построенный на первом шаге регрессионного анализа:
Y= 41960,98-769,193*X1+307,0723*X2+307,1334*X3
где Х1 – оборачиваемость товаров, дни
Таблица 4.2 ― оценка некорреляционности отклонения от линии регрессии