Сущность и значение мотивации в процессе управления. Содержательные и процессуальные теории мотивации.
Эффективное правление человеком может быть обеспеченно через понимание его мотивации. Зная, что побуждает человека к деятельности , какие мотивы лежат в основе его действий, можно разработать эффективную систему форм и методов управления человеком.
Сущность основных терминов мотивации:
Потребность – нужда, в чем либо, объективно необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития человека, как личности. Человеческие потребности растут по мере развития общества.
Мотив – побудительная причина поведения человека, возникающая под действием множества внешних и внутренних по отношению к человеку факторов.
Мотивация – совокупность внутренних и внешних факторов, которые побуждают человека к деятельности.
Мотивирование – метод психологического воздействия на человека с целью побуждения его к определенным действиям. Мотивирование является основой управления человеком.
Выделяют два основных типа мотивирования.
В первом случае путем внешних воздействий на человека вызывают к действию мотивы, которые побуждают его осуществлять определенные действия, приводящие к желательному для организации результату.
Во втором случае основное внимание обращается на то, чтобы развить и усилить желательные для организации мотивы действий человека, и, наоборот, ослабить мотивы, которые мешают эффективному управлению человеком.
Стимулы – внешние раздражители, вызывающие действие определенных мотивов.
Стимулирование – процесс использования различных стимулов для мотивирования людей и достижения поставленных целей. Стимулирование имеет различные формы. Одной из основных является – материальное стимулирование.
Вознаграждение – это то, что человек считает ценным для себя. Различают внешнее и внутреннее вознаграждение.
Внешнее вознаграждение – это то, что организация предоставляет работнику за выполненную работу (зарплата, продвижение по службе, признание, дополнительные выплаты)
Внутреннее вознаграждение – это удовлетворение, которое приносит работа (чувство достижения результата, значимости выполненной работы, дружба и общение, возникающие в процессе работы)
Схема мотивационного процесса:
На первой стадии человек ощущает, что ему чего-то не хватает.
На второй – ищет пути устранения потребности (например, удовлетворить, подавить или не замечать)
На третьей – определяет, что оно должен сделать, чтобы получить то, что необходимо для устранения потребности.
На четвертой - затрачивает усилия для получения чего-то, что необходимо для устранения потребности.
На пятой – человек получает то, что он может использовать для устранения потребности.
На шестой – устраняется потребность (полностью или частично).
Процесс мотивации очень сложен и неоднозначен. Существуют различные теории мотивации, пытающиеся объяснить этот прцесс. Их обычно делят на две большие группы.
Теории содержания мотивации.
Они анализируют потребности и их влияние на мотивацию человека.
Тории процесса мотивации.
Эти теории изучают механизм удовлетворения потребностей и поведение людей с учетом восприятия ими ситуаций.
Из содержательных теорий наиболее признанной является теория А. Маслоу, которая утверждает, что люди в своих мотивациях опираются на пять видов потребностей. При этом потребности формируют иерархию, в которой любая потребность становится мотиватором после того, как низшая из иерархии потребностей будет удовлетворена.
Теория мотивации К. Альдефера выделяет три группы потребностей: существования, связи и роста. Альдефер считает, что в отличие от теории Маслоу, движение от потребности к потребности идет в обе стороны: наверх, если не удовлетворяется потребность нижнего уровня, и вниз, если не удовлетворяется потребность более высокого уровня. Теории мотивации МакКлелланда утверждает, что людей мотивируют потребности высших уровней: власти, достижения и причастности.
Согласно теории Ф. Герцберга, так называемые «факторы здоровья»( заработная плата, условия и режим работы, межличностные отношения) создают у человека лишь чувства наличия или отсутствия неудовлетворенности работой и не относятся к мотивирующим факторам. Мотивация человека должна обеспечиваться такими факторами, как достижение, признание, продвижение работника по службе и т.п.
Сущность теории справедливости заключается в том, что работник сравнивает полученное вознаграждение с усилиями, затраченными не достижение результата, и с вознаграждением других работников. Если работник считает вознаграждение несправедливым, то он снижает результативность труда.
Согласно теории ожидания, наиболее эффективная мотивация достигается тогда, когда люди верят, что их усилия позволят им достичь цели и приведут к получению соответствующего результата и вознаграждения.
Концепция партисипативного управления исходит из того, что человек работает с большой отдачей, лучше, более производительно, если он принимает участие в выработке решений и другой внутриорганизационной деятельности.
Данные теории помогает осуществлять мотивирование деятельности работников на достижение желаемых результатов.
Создание условий для карьерного роста в соответствии с профессиональными интересами работника, уровнем профессиональной подготовки, индивидуальными способностями и предпочтениями. Содействие в обеспечении потребностей в жилье. Создание условий для повышения оплаты высоко результативного труда. Развитие социального обеспечения работников. Развитие методов нематериального стимулирования работников, включая конкурсы, нематериальные награды, освещение успехов и достижений работников потребительской кооперации в средствах массовой информации и иные формы морального поощрения. Обеспечение непрерывной профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, обучения персонала внутри организаций в течение всего периода профессиональной деятельности; использование современных форм обучения таких как дистанционное, модульное и другие. Анализ потребностей организаций потребительской кооперации в кадровом обеспечении и формирование заказов на обучение работников в образовательных организациях высшего и среднего профессионального образования, в том числе в образовательных организациях системы потребительской кооперации. Практическое обучение кадров в организациях потребительской кооперации, развитие наставничества и стажировок. Углубление профессиональной ориентации молодёжи, особенно в сельской местности, с целью повышения информированности о возможностях обучения и карьеры в системе потребительской кооперации, создание позитивного образа работника потребительской кооперации. Развитие программ социальной поддержки работников потребительской кооперации, пайщиков, населения.