Пока что внутренние классы выглядят как некоторая схема для сокрытия имен и организации кода — полезная, но не особенно впечатляющая. Однако есть еще один нюанс. Объект внутреннего класса связан с внешним объектом-создателем и может обращаться к его членам без каких-либо дополнительных описаний. Вдобавок для внутренних классов доступны все без исключения элементы внешнего класса. Следующий пример иллюстрирует сказанное:
//: innerclasses/Sequence.java
// Хранение последовательности объектов
interface Selector {
boolean end();
Object current();
void next();
}
public class Sequence {
private Object[] items;
private int next = 0;
public Sequence(int size) { items = new Object[size]; }
public void add(Object x) {
if(next < items.length)
items[next++] = x;
}
private class SequenceSelector implements Selector {
private int i = 0;
public boolean end() { return i == items.length; }
public Object current() { return items[i]; }
public void next() { if(i < items.length) i++; }
}
public Selector selector() {
return new SequenceSelector();
}
public static void main(String[] args) {
Sequence sequence = new Sequence(10);
for(int i = 0; i < 10; i++)
sequence.add(Integer.toString(i));
Selector selector = sequence.selector();
while(!selector.end()) {
System.out.print(selector.current() + " ");
selector.next();
}
}
}
<spoiler text="Output:">
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9
</spoiler>
Класс Sequence — не более чем «оболочка» для массива с элементами Object, имеющего фиксированный размер. Для добавления новых объектов в конец последовательности (при наличии свободного места) используется метод add(). Для выборки каждого объекта в последовательности Sequence предусмотрен интерфейс с именем Selector. Он позволяет узнать, достигнут ли конец последовательности (метод end()), обратиться к текущему объекту (метод current()) и перейти к следующему объекту последовательности (метод next()). Так как Selector является интерфейсом, другие классы вправе реализовать его по-своему, а также другие методы могут использовать интерфейс как аргумент - всё это повышает универсальность кода.
Здесь SequenceSelector является закрытым (private) классом, предоставляющим функциональность интерфейса Selector. В методе main() вы можете наблюдать за процессом создания последовательности Sequence с последующим заполнением ее объектами String. Затем вызывается метод selector() для получения интерфейса Selector, который используется для перемещения по последовательности и выбора ее элементов.
На первый взгляд создание SequenceSelector напоминает создание обычного внутреннего класса. Но присмотритесь к нему повнимательнее. Заметьте, что в каждом из методов end(), current() и next() присутствует ссылка на items, а это не одно из полей классаSequenceSelector, а закрытое (private) поле объемлющего класса. Внутренний класс может обращаться ко всем полям и методам внешнего класса-оболочки, как будто они описаны в нем самом. Это весьма удобно, и вы могли в этом убедиться, изучая рассмотренный пример.
Итак, внутренний класс автоматически получает доступ к членам объемлющего класса. Как же это происходит? Внутренний класс содержит скрытую ссылку на определенный объект окружающего класса, ответственный за его создание. При обращении к члену окружающего класса используется эта (скрытая) ссылка.
К счастью, все технические детали обеспечиваются компилятором, но теперь вы знаете, что объект внутреннего класса можно создать только в сочетании с объектом внешнего класса (как будет показано позже, если внутренний класс не является статическим). Конструирование объекта внутреннего класса требует наличия ссылки на объект внешнего класса; если ссылка недоступна, компилятор выдаст сообщение об ошибке. Большую часть времени весь процесс происходит без всякого участия со стороны программиста.