Основные математические операторы остаются неизменными почти во всех языках программирования:
· сложение ( + );
· вычитание ( - );
· деление ( / );
· умножение ( * )
· остаток от деления нацело ( % );
Деление нацело обрезает, а не округляет результат.
В Java также используется укороченная форма записи для того, чтобы одновременно произвести операцию и присвоение. Она обозначается оператором с последующим знаком равенства и работает одинаково для всех операторов языка (когда в этом есть смысл). Например, чтобы прибавить 4 к переменной х и присвоить результат х, используйте команду х += 4.
Следующий пример демонстрирует использование арифметических операций:
//: operators/MathOps.java
// Демонстрация математических операций.
import java.util.*;
import static net.mindview.util.Print.*;
public class MathOps {
public static void main(String[] args) {
// Создание и раскрутка генератора случайных чисел:
Random rand = new Random(47);
int i, j, k;
// Choose value from 1 to 100:
j = rand.nextInt(100) + 1;
print("j : " + j);
k = rand.nextInt(100) + 1;
print("k : " + k);
i = j + k;
print("j + k : " + i);
i = j - k;
print("j - k : " + i);
i = k / j;
print("k / j : " + i);
i = k * j;
print("k * j : " + i);
i = k % j;
print("k % j : " + i);
j %= k;
print("j %= k : " + j);
// Тесты для вещественных чисел:
float u, v, w; // также можно использовать double
v = rand.nextFloat();
print("v : " + v);
w = rand.nextFloat();
print("w : " + w);
u = v + w;
print("v + w : " + u);
u = v - w;
print("v - w : " + u);
u = v * w;
print("v * w : " + u);
u = v / w;
print("v / w : " + u);
// следующее также относится к типам
// char, byte, short, int. long и double:
u += v;
print("u += v : " + u);
u -= v;
print("u -= v : " + u);
u *= v;
print("u *= v : " + u);
u /= v;
print("u /= v : " + u);
}
}
<spoiler text="Output:">
j : 59
k : 56
j + k : 115
j - k : 3
k / j : 0
k * j : 3304
k % j : 56
j %= k : 3
v : 0.5309454
w : 0.0534122
v + w : 0.5843576
v - w : 0.47753322
v * w : 0.028358962
v / w : 9.940527
u += v : 10.471473
u -= v : 9.940527
u *= v : 5.2778773
u /= v : 9.940527
</spoiler> Для получения случайных чисел создается объект Random. Если он создается без параметров, Java использует текущее время для раскрутки генератора, чтобы при каждом запуске программы выдавались разные числа.
Программа генерирует различные типы случайных чисел, вызывая соответствующие методы объекта Random: nextInt() и nextFloat() (также можно использовать nextLong() и nextDouble()). Аргумент nextInt() задает верхнюю границу генерируемых чисел. Нижняя граница равна 0, но для предотвращения возможного деления на 0 результат смещается на 1.