Разработка модулей расширения привела к появлению множества языков для написания сценариев. Используя язык сценария, вы встраиваете клиентскую программу прямо в HTML-страницу, а модуль, обрабатывающий данный язык, автоматически активизируется при ее просмотре. Языки сценария обычно довольно просты для изучения; в сущности, сценарный код представляет собой текст, входящий в состав HTML-страницы, поэтому он загружается очень быстро, как часть одного запроса к серверу во время получения страницы. Расплачиваться за это приходится тем, что любой в силах просмотреть (и украсть) ваш код. Впрочем, вряд ли вы будете писать что-либо заслуживающее подражания и утонченное на языках сценариев, поэтому проблема копирования кода не так уж страшна.
Языком сценариев, который поддерживается практически любым браузером без установки дополнительных модулей, является JavaScript (имеющий весьма мало общего с Java; имя было использовано в целях «урвать» кусочек успеха Java на рынке). К сожалению, исходные реализации JavaScript в разных браузерах довольно сильно отличались друг от друга и даже между разными версиями одного браузера. Стандартизация JavaScript в форме ECMAScript была полезна, но потребовалось время, чтобы ее поддержка появилась во всех браузерах (вдобавок компания Microsoft активно продвигала собственный язык VBScript, отдаленно напоминавший JavaScript). В общем случае разработчику приходится ограничиваться минимумом возможностей JavaScript, чтобы код гарантированно работал во всех браузерах. Что касается обработки ошибок и отладки кода JavaScript, то занятие это в лучшем случае непростое. Лишь недавно разработчикам удалось создать действительно сложную систему, написанную на JavaScript (компания Google, служба GMail), и это потребовало высочайшего энтузиазма и опыта.
Это показывает, что языки сценариев, используемые в браузерах, были предназначены для решения круга определенных задач, в основном для создания более насыщенного и интерактивного графического пользовательского интерфейса (GUI). Однако язык сценариев может быть использован для решения 80 % задач клиентского программирования. Ваша задача может как раз входить в эти 80 %. Поскольку языки сценариев позволяют легко и быстро создавать программный код, вам стоит сначала рассмотреть именно такой язык, перед тем как переходить к более сложным технологическим решениям вроде Java.
Java
Если языки сценариев берут на себя 80 % задач клиентского программирования, кому же тогда «по зубам» остальные 20 %? Для них наиболее популярным решением сегодня является Java. Это не только мощный язык программирования, разработанный с учетом вопросов безопасности, платформенной совместимости и интернационализации, но также постоянно совершенствуемый инструмент, дополняемый новыми возможностями и библиотеками, которые элегантно вписываются в решение традиционно сложных задач программирования: многозадачности, доступа к базам данных, сетевого программирования и распределенных вычислений. Клиентское программирование на Java сводится к разработке апплетов, а также к использованию пакета Java Web Start.
Апплет — мини-программа, которая может исполняться только внутри браузера. Апплеты автоматически загружаются в составе веб-страницы (так же, как загружается, например, графика). Когда апплет активизируется, он выполняет программу. Это одно из преимуществ апплета — он позволяет автоматически распространять программы для клиентов с сервера именно тогда, когда пользователю понадобятся эти программы, и не раньше. Пользователь получает самую свежую версию клиентской программы, без всяких проблем и трудностей, связанных с переустановкой. В соответствии с идеологией Java, программист создает только одну программу, которая автоматически работает на всех компьютерах, где имеются браузеры со встроенным интерпретатором Java. (Это верно практически для всех компьютеров.) Так как Java является полноценным языком программирования, как можно большая часть работы должна выполняться на стороне клиента перед обращением к серверу (или после него). Например, вам не понадобится пересылать запрос по Интернету, чтобы узнать, что в полученных данных или каких-то параметрах была ошибка, а компьютер клиента сможет быстро начертить какой-либо график, не ожидая, пока это сделает сервер и отошлет обратно файл с изображением. Такая схема не только обеспечивает мгновенный выигрыш в скорости и отзывчивости, но также снижает загрузку основного сетевого транспорта и серверов, предотвращая замедление работы с Интернетом в целом.