Государственная политика занятости населения – часть социально-экономической политики государства, направленная на разрешение проблем занятости населения в экономике на основе повышения эффективности программ обеспечения занятости, развития системы социального партнерства, стимулирования мобильности экономически активного населения и усиления гибкости рынка труда.
Цель государственной политики занятости населения– содействие полной, продуктивной, эффективной и свободно избранной занятости населения.
Модели политики занятости населения:
1) европейская - предполагает сокращение числа занятых при повышении производительности труда и росте доходов работающих, предполагает дорогостоящую систему пособий для большого количества безработных;
2) скандинавская – основывается на обеспечении занятости практически всем трудящимся путем создания рабочих мест в государственном секторе, рассчитана в основном на государственные средства, при дефиците которых наступает спад производства, что влечет за собой увольнения;
3) американская – ориентируется на создание рабочих мест, не требующих высокой производительности, для значительной части экономически активного населения, при этом безработица формально уменьшается, но увеличивается количество людей с низкими доходами.
Виды политики занятости населения:
1) активная – совокупность правовых, экономических и организационных мер государства, проводимых с целью предупреждения безработицы и снижения ее уровня. Включает в себя мероприятия по предупреждению увольнений работников для сохранения рабочих мест, профориентации, обучению, переподготовке и повышению квалификации лиц, ищущих работу с целью повышении их конкурентоспособности, активному поиску и подбору рабочих мест, субсидированию создания новых рабочих мест, организации новых рабочих мест, поддержке предпринимательской деятельности и развитию самозанятости и т.п.;
2) пассивная – заключается в проведении мероприятий, направленных не на борьбу с безработицей, а на сглаживание негативных ее последствий. Включает в себя выплату пособий по безработице, оказание материальной помощи, выплату доплат на иждивенцев, выдачу товаров первой необходимости, организацию питания в специальных столовых и т.п.
Направления политики занятости населения:
1) формирование спроса на рабочую силу (сохранение и создание рабочих мест на действующих предприятиях; создание новых рабочих мест на основе развития предпринимательства; организация оплачиваемых общественных работ; создание рабочих мест для лиц с ограниченной трудоспособностью);
2) обеспечение сбалансированности спроса и предложения рабочей силы;
3) формирование предложения рабочей силы (профессиональное обучение и переобучение работников; развитие самозанятости; регулирование продолжительности рабочего времени; регулирование миграционных процессов).
Государственная политика занятости на региональном уровне реализуется в рамках федеральной программы, а также путем региональных и местных программ содействия занятости населения, учитывающих особенности демографического и социально-экономического развития территорий.
Уровни региональной программы занятости населения:
1) республиканская – содержит набор мероприятий, реализуемых только на уровне республики;
2) областная (краевая) – определяет мероприятия по занятости населения в рамках данного уровня;
3) районная (городская) – представляет собой набор конкретных мероприятий, направленных на решение проблем отдельных участников рынка труда.
Виды нестандартных форм организации занятости населения:
1) частичная занятость, основанная на использовании рабочей силы в течение времени ненормальной или нестандартной продолжительности, включая временную занятость;
2) занятость в течение неполного рабочего дня или неполной рабочей недели;
3) чередование на рабочем месте;
4) основанные на нетрадиционных способах организации трудовой деятельности или рабочего времени;
5) самозанятость.
Каналы трудоустройства:
1) коммерческая служба занятости;
2) государственная служба занятости;
3) интернет.
Функции службы занятости населения:
1) анализ и прогнозирование спроса и предложения на рабочую силу, информирование населения и работодателей о состоянии рынка труда;
2) учет свободных рабочих мест и граждан, обращающихся по вопросам трудоустройства;
3) оказание помощи трудящимся в подборе подходящей работы, а работодателям – в подборе необходимых работников;
4) организация профориентации и профконсультирования высвобождаемым работникам и незанятому населению;
5) организация профобучения, переобучения и повышения квалификации безработных в системе службы занятости или в других учебных заведениях;
6) участие в подготовке и реализации программ занятости, участие в решении проблем международного сотрудничества по вопросам занятости;
7) регистрация безработных и оказание им помощи, включая выплату пособий;
8) организация общественных работ;
9) контроль за соблюдением трудового законодательства.