Сетевой ритейл - это торговая сеть, представленная предприятиями розничной торговли, управляемая головной компанией, деятельность которых основана на больших оборотах продукции с минимальными торговыми надбавка, рассчитанная на массового покупателя.
Основными отличительными чертами розничной сетевой продуктовой торговли являются количество и размеры предприятий. Форматы розничных продуктовых сетей представлены на рисунке 1.1.
В США и других развитых странах наблюдается тенденция к созданию более крупных розничных предприятий, чем в развивающихся странах, поскольку многие развитые страны предпочитают крупномасштабную деятельность, которую отличает высокая эффективность. Однако в ряде промышленно развитых стран – Японии, Италии, Франции и Бельгии – подобной сбытовой сети не существует.
Так, в Японии создано столько же розничных предприятий, сколько приходится на половину населения США. Если в США и Германии на 1000 человек приходится шесть магазинов, то в Японии – 13, во Франции -11.
По размерам розничных предприятий Япония находится в одном ряду с Францией и Бразилией (число занятых соответственно составляет в них 3,7; 3,7; 3,0 человек); Великобритания с Австрией и Швецией (7,8; 6,6; 4,2 человек).
В Германии 75% розничных предприятий созданы крупными компаниями, в то время как в Италии такое же количество магазинов создавалось мелкими независимыми фирмами.
Сектор продуктовых розничных сетей в России освоен на 20%. Следовательно, хорошие перспективы развития российского сектора продуктовых розничных сетей и розничной торговли, в частности, на ближайшую перспективу обеспечены. Стремительно растет количество россиян, предпочитающих покупать продукты питания не на рынках, а в супермаркетах.
Впечатляющий рост российской сети продуктовой розничной торговли его игроки связывают с растущими потребительскими расходами, развитием сетевой торговли и, следовательно, осуществлением покупок в сетях.
Потребительский рынок является составной частью функционирующего рынка наряду с рынком средств производства, рынком труда, финансовым рынком, рынком информации. Состояние потребительского рынка в концентрированном виде отражает процессы, протекающие в экономике страны, поэтому он служит своеобразным индикатором эффективности всей системы хозяйствования.
Рисунок 1.1 - Форматы розничных продуктовых сетей
Потребительский рынок связывает воедино производство и потребление через сложный механизм реализации. Рынок следует рассматривать как тип хозяйственных связей между субъектами хозяйствования, которые подразделяют на два вида:
- натурально-вещественные хозяйственные связи;
-товарные хозяйственные связи, осуществляемые посредством рынка.