Одними из ярких трансформационных процессов в сфере российского потребительского рынка в последнее десятилетие явились: развитие сетевой торговли; развитие электронной коммерции; формирование новых моделей управления бизнесом; появление систем автоматической идентификации. Рассмотрим их особенности и перспективы.
Из мирового опыта известно, что сетевая торговля может занять до 90% розничного рынка в стране. Это объясняется тем, что сетевая форма торговли сама по себе является конкурентным преимуществом перед автономным магазином (лучшие условия у поставщиков, снижение издержек, популярная торговая марка и т.д.).
Поэтому целесообразно рассматривать потребительский рынок в широком смысле, как совокупность социально-экономических, организационных и правовых отношений, представленных предприятиями новых форматов и связей между продавцами и покупателями по поводу купли-продажи потребительских товаров, услуг и личного недвижимого имущества, воздействующие на все фазы воспроизводственного процесса, а в узком понимании этого термина - это сфера обращения товаров, услуг и личного недвижимого имущества, определенная исходя из возможностей и потребительских предпочтений покупателя (потребителя) их приобрести на соответствующей территории в определённом количестве соответствующего качества.
Таким образом, на основе выше изложенного, выявлены направления трансформации мирового потребительского рынка под действием глобальных тенденций, выражающиеся в изменении рыночно-институциональной среды и модели рынка, определяемой в широких границах от совершенно конкурентной до олигополистической; деформации отношений конкуренции и установлении диктата со стороны крупных сетевых ритейлеров над производителями потребительских товаров, более мелкими торговцами и потребителями; а также в перестройке товарно-хозяйственных связей за счет включения в них объектов сетевого ритейла, опосредующих взаимосвязи между производителями и потребителями, что дает возможность адекватно оценивать ситуацию на современном потребительском рынке и учитывать новые параметры его функционирования при выработке стратегий конкурентоспособности объектов торговли.
В современных мировых условиях сфера потребительского рынка расширилась и в настоящее время включает следующие сегменты:
- товарный рынок, в том числе рынки продовольственных товаров и непродовольственных товаров;
- рынок потребительских услуг (услуг связи, жилищно - коммунальных услуг, образовательных услуг, медицинских услуг, бытовых услуг, транспортных услуг, досуговых услуг и т.д.);
- рынок личного недвижимого имущества;
- рынок финансовых услуг (кредиты, заимы, ипотека, автокредиты, лизинг);
- рынок сетевого ритейла (торговые сети: мегамаркеты, гипермаркеты, супермаркеты, дискаунтеры).
Все сегменты тесно связаны между собой и призваны способствовать наиболее полному удовлетворению потребностей и спроса населения, эффективному функционированию всех региональных систем.