Мировые торговые сети начали присматриваться к российскому рынку только в 1996 году, после президентских выборов. Тогда, в частности, серьезные планы насчет Москвы вынашивала французская сеть Carrefour. Именно она могла стать якорным арендатором долго строившегося «Атриума» на Курской, она же претендовала на участок в районе Кутузовского.
В 1995 году «Альфа-груп» начала создавать «Перекресток», оценив перспективность вложений в розницу и ориентируясь на западные образцы. «Перекресток» сделал ставку на оборот, а не на наценку и широту ассортимента. Бизнес-план для будущего торгового дома разрабатывала компания Ernst & Young, а маркетинговую концепцию – французская Medis-Sodigral ("перекресток" по-французски carefour – так называется одна из крупнейших розничных сетей в мире).
Еще одна внезапно начавшая бурное развитие сеть супермаркетов – «Патэрсон». Проект стартовал в 1997 году с булочной-пекарни «Французский хлеб» в Марьино. Первый универсам появился в 1998 году. Акционером сети является компания «Омега-97». Как говорили раньше менеджеры «Патэрсона», ирландское название супермаркеты получили благодаря инвестору – ирландской компании, вложившей деньги в строительство первого магазина и вышедшей из проекта в период кризиса. После того как в прошлом году акционеры решили отказаться от ряда других проектов и перенаправить деньги в розничный бизнес, у компании начался новый виток развития: была приглашена немецкая консалтинговая фирма, проведена реструктуризация, оборот вырос в 2,5 раза, появились магазины в регионах.
В 2000 году в России появилась голландская сеть Spar, работающая по франчайзингу, оборот которой в 30 странах составляет 69 млрд. $. В Москве и области Spar International представляет ЗАО «Спар-ритэйл» около 75% акций принадлежит инвестиционному фонду "США – Россия", а остальное – российской компании «Русмед». В столице бизнес Spar развивается в основном благодаря единственному франчайзи – компании «Марта». Она уже открыла восемь магазинов (оборот $30 млн.) и заявила недавно о желании получить лицензию напрямую в центральном офисе.
Переломным стал 2001 год, когда открылись два первых магазина Metro Cash & Carry, чьи низкие цены заставили серьезно понервничать владельцев российских сетей. 10 июня в Москве появился уже четвертый мелкооптовый магазин сети, весной открылся первый магазин в Питере. Немецкая компания Metro AG (оборот $54 млрд.) занимает среди торговых групп третье по объему продаж место в Европе и четвертое в мире. В этом году и в Москве должны появиться ее первые гипермаркеты под маркой Real. Московские ритейлеры уже отчаянно конкурируют с ней – пока за участки.
Серьезную конкуренцию на отечественном рынке представила французская компания Auchan, которая «ударила» по московским ценам, первый российский магазин компании открылся в августе 2002 года. Эта семейная компания не разглашает оборотов своей московской сети и держит цены на уровне оптовых рынков, часть товаров, реализуя вообще без наценки. Тактика французов дала результаты – соседние магазины пересмотрели цены, а некоторые из них собираются закрываться.
В исследовании консалтинговой компании Россия называется четвертой по привлекательности страной для инвестиций в торговлю, после Китая, Венгрии и Словакии. Столь высокая оценка рыночных перспектив привлекает в нашу страну все новых международных операторов. В 2002 году, например, объявила о планах выйти на российский рынок испанская сеть Mercasa.
Крупные магазины позволяют обеспечивать большие объемы продаж и держать низкие цены, в чем и состоит смысл данного формата. Пока у московского покупателя слишком ограниченный выбор магазинов, а на рынке слишком мало громких имен. Восполнять этот пробел придется нынешним российским сетям и наращивающим свое присутствие в России иностранцам. Новых российских ритейлеров ждать уже вряд ли стоит.
Так на сегодняшний день взаимодействие мировых торговых сетей с российскими торговыми сетями на потребительском уровне жестко конкурируют меду собой, что способствует развитию торговых сетей разного формата, и в полной мере удовлетворяют потребности потребителей.