Первая аттестация по курсу проводится на 6-ой учебной неделе для студентов дневной формы обучения. Решение об аттестации или не аттестации студента принимается на основании его индивидуального рейтинга, который складывается из полученных к моменту аттестации баллов рейтинга по всем видам выполняемых работ и результата аттестационного тестирования. Правила проведения и оценивания аттестационного тестирования, а также граничные условия аттестации – см. Введение в курс для студентов дневной формы обучения.
В аттестационный тест входят вопросы по всему пройденному к моменту аттестации теоретическому материалу и выполненным работам лабораторного практикума.
Тест состоит из двух частей. В первой части представлены выборочные вопросы следующего типа: приводится некоторое утверждение и предлагается оценить его достоверность путем выбора одного из 4-х вариантов оценки – «верно», «в общем случае верно», «в общем случае неверно» и «неверно». Оценка утверждения как строго верного (неверного) выбирается в том случае, если это утверждение является таковым всегда, и какие-либо исключения из справедливости этого утверждения отсутствуют. Например, утверждение «у треугольника четыре угла» является неверным, и ни при каких обстоятельствах верным стать не может. Утверждение же «у треугольника три угла» является строго верным.
Оценка утверждения как верного в общем случае выбирается тогда, когда утверждение является верным по умолчанию, при обычных, стандартных условиях, но Вам известны частные случаи, при которых оно может являться неверным. Например, утверждение «метод Монте-Карло применяется для моделирования систем случайной природы» является верным в общем случае, так как этот метод действительно, разработан для целей вероятностного моделирования, но также может быть использован и для приближенного решения некоторых детерминистических задач, например для определения площади сложной фигуры.
Аналогично, оценка утверждения как неверного в общем случае выбирается тогда, когда утверждение является неверным по умолчанию, при обычных, стандартных условиях, но Вам известны частные случаи, при которых оно может стать верным. Например, утверждение «если результат трехзначного моделирования показал наличие статического риска сбоя, то в схеме произойдет сбой» в общем случае неверно, так как анализ рисков сбоя является анализом наихудшего случая, и сбой произойдет не обязательно, а только при определенном сочетании задержек прохождения сигналов, т. е. в некотором частном случае.
Примеры утверждений, используемых в первой части первого аттестационного теста:
- алгебраические уравнения описывают динамические состояния моделируемой системы;
- сочетание различных по природе процессов затрудняет выбор общего критерия подобия;
- передаточная функция является моделью статики;
- у устойчивой системы переходная составляющая фазовой координаты с течением стремится к нулю;
- двоичная модель позволяет установить вероятность возникновения статического риска сбоя;
- стационарный режим колебаний является установившимся;
- процедуры анализа заключаются в получении описаний моделируемой системы;
- модели, учитывающие непрерывность пространства и времени, разрабатываются на компонентном уровне иерархии моделей ВС;
- асинхронные модели цифровых схем обладают меньшей точностью в сравнении с моделями в трехзначной логике.
Во второй части теста представлены обычные выборочные вопросы, в которых требуется выбрать один или несколько верных ответов из предложенных вариантов. Если в тексте вопроса есть указание на возможную множественность правильных ответов, т. е. если вопрос начинается со слов «выберите все верные утверждения…» или «выберите из перечня характеристики (одну или несколько)…», то правильными ответами для него могут быть один, два и так далее, в пределе – все варианты, приведенные в вопросе. Примеры вопросов второй части первого аттестационного теста:
А. Выберите из перечня характеристики (одну или несколько), верные по отношению к методам корреляционного анализа:
1. С их помощью можно оценить взаимосвязь распределений двух параметров;
2. С их помощью можно оценить степень согласованности модели с экспериментальными данными;
3. В результате использования этих методов получают функцию зависимости y(x);
Б. Передаточная функция структурного примитива системы имеет вид: . Укажите ДУ элемента, соответствующее данной передаточной функции:
1. ;
2. ;
3. ;
4. .
Ответ на каждый из вопросов теста и в первой, и во второй части оценивается из 10 баллов, т. е. правильный ответ принесет Вам 10 баллов, частично правильный – от 0 до 10, неправильный – 0 баллов.
Кроме тестовых вопросов в первом аттестационном тесте предлагаются практические задания на оценку статического риска сбоя и построение соответствующих временных диаграмм. Вопросы и задания, аналогичные предлагаемым в аттестационных тестах, входят в тестовую часть экзаменационных билетов по курсу.