Для начинающих

http://all-ebooks.com
Все права защищены
©
______________________________________________________________________
Содержание
Глава 0. Предисловие_________________________________________________________________ 8
0.1. Кому предназначена эта книга?_________________________________________________________________ 8
0.2. Задачи, игры.________________________________________________________________________________ 8
0.3. Почему Visual Basic?__________________________________________________________________________ 9
0.4. Какой вам нужен компьютер и какая версия Visual Basic?____________________________________________ 10
0.5. Краткое содержание с рекомендациями__________________________________________________________ 10
Часть I. Программирование без программирования___________ 12
Глава 1. Первые шаги________________________________________________________________ 13
1.1. Что такое программа?________________________________________________________________________ 13
1.2. Не программа, а проект_______________________________________________________________________ 14
1.3. Первые шаги - за ручку_______________________________________________________________________ 14
Запускаем Visual Basic____________________________________________________________________ 14
Размещаем объекты на форме_____________________________________________________________ 15
Пишем программу_______________________________________________________________________ 16
Сохранение, создание, открытие, закрытие проекта___________________________________________ 17
Как реагировать на сообщения Visual Basic об ошибках_________________________________________ 18
Глава 2. Проект - "Калькулятор"______________________________________________________ 20
2.1. Задание на проект___________________________________________________________________________ 20
2.2. Проектируем________________________________________________________________________________ 20
2.3. Свойства форм и элементов управления__________________________________________________________ 21
2.4. Имена и надписи_____________________________________________________________________________ 21
2.5. Программируем. Проект готов__________________________________________________________________ 22
2.6. Кое-какие другие свойства объектов_____________________________________________________________ 23
2.7. Помещаем фото на калькулятор________________________________________________________________ 24
2.8. Музыка в проекте____________________________________________________________________________ 24
Музыка в кнопках________________________________________________________________________ 25
Проигрывание аудиодисков________________________________________________________________ 26
Плеер ваших любимых хитов_______________________________________________________________ 26
2.9. Система координат__________________________________________________________________________ 27
2.10. Вывод сообщений - MsgBox___________________________________________________________________ 28
2.11. Меню пользователя_________________________________________________________________________ 28
2.12. Кино в проекте_____________________________________________________________________________ 30
2.13. Кое-что необходимое напоследок______________________________________________________________ 30
Комментарии___________________________________________________________________________ 30
Перенос длинного оператора на следующую строку____________________________________________ 31
Запись нескольких операторов в одной строке________________________________________________ 31
Превращаем наш калькулятор в независимую программу________________________________________ 31
Как мы в дальнейшем улучшим наш калькулятор_______________________________________________ 31
Глава 3. Работа в среде Visual Basic____________________________________________________ 32
3.1. Что нужно знать и уметь перед тем, как сесть за компьютер__________________________________________ 32
3.2. Инсталляция Visual Basic______________________________________________________________________ 32
3.3. Порядок работы над проектом в Visual Basic______________________________________________________ 33
3.4. Загрузка Visual Basic и выход из него____________________________________________________________ 33
3.5. Сохранение проекта на диске. Загрузка проекта с диска_____________________________________________ 33
3.6. Окна среды Visual Basic_______________________________________________________________________ 35
3.7. Главное меню Visual Basic_____________________________________________________________________ 36
Панель инструментов____________________________________________________________________ 37
3.8. Перенос вашего проекта на другие компьютеры___________________________________________________ 37
Часть II. Программирование на Visual Basic – первый уровень__ 40
Глава 4. Переменные величины_______________________________________________________ 41
4.1. Переменные величины. Оператор присваивания___________________________________________________ 41
4.2. Объявление переменных величин_______________________________________________________________ 43
InputBox_______________________________________________________________________________ 43
Типы данных____________________________________________________________________________ 44
Переменные величины и память_____________________________________________________________ 45
Что делает оператор присваивания с памятью_______________________________________________ 46
Режим прерывания. Пошаговый режим выполнения программы__________________________________ 46
4.3. Еще об именах______________________________________________________________________________ 48
4.4. Математика. Запись арифметических выражений__________________________________________________ 48
4.5. Типы данных и точность вычислений____________________________________________________________ 50
Integer и Long - целые числа________________________________________________________________ 50
Single и Double - десятичные дроби_________________________________________________________ 50
Целые числа или десятичные дроби? Числовой тип Currency_____________________________________ 51
Не очень устаревшие способы объявления переменных__________________________________________ 51
Форматирование результата______________________________________________________________ 51
4.6. Порядок создания простого вычислительного проекта______________________________________________ 52
4.7. Строковые переменные_______________________________________________________________________ 54
4.8. Как выводить информацию оператором Print______________________________________________________ 55
4.9. Диалог с компьютером________________________________________________________________________ 56
4.10. Как выводить информацию в текстовое поле_____________________________________________________ 57
4.11. Оглядимся вокруг___________________________________________________________________________ 57
Глава 5. Разветвляющиеся программы_________________________________________________ 58
5.1. Что такое выбор (ветвление)___________________________________________________________________ 58
5.2. Условный оператор If или как компьютер делает выбор____________________________________________ 58
5.3. Правила записи однострочного оператора If______________________________________________________ 60
5.4. Случайные величины_________________________________________________________________________ 61
5.5. Многострочный If___________________________________________________________________________ 62
5.6. Ступенчатая запись программы________________________________________________________________ 64
5.7. Вложенные операторы If. Логические операции и выражения________________________________________ 64
Вложенные операторы If__________________________________________________________________ 64
Логические операции_____________________________________________________________________ 65
Логические выражения___________________________________________________________________ 65
5.8. Оператор варианта Select Case_________________________________________________________________ 66
5.9. Улучшаем калькулятор._______________________________________________________________________ 68
Проверка ввода чисел в текстовое поле______________________________________________________ 68
Запрет деления на ноль___________________________________________________________________ 69
Ставим пароль на калькулятор_____________________________________________________________ 69
5.10. Функция MsgBox___________________________________________________________________________ 70
Глава 6. Циклические программы_____________________________________________________ 72
6.1. Оператор перехода GoTo. Цикл. Метки__________________________________________________________ 72
Движение объектов по экрану______________________________________________________________ 74
6.2. Выход из цикла с помощью If__________________________________________________________________ 74
6.3. Операторы цикла Do_________________________________________________________________________ 75
Оператор Do …. Loop____________________________________________________________________ 75
Оператор Do …. Loop While_______________________________________________________________ 76
Оператор Do …. Loop Until________________________________________________________________ 76
Оператор Do While …. Loop_______________________________________________________________ 77
Оператор Do Until …. Loop________________________________________________________________ 77
Разница между вариантами операторов Do__________________________________________________ 78
Оператор Exit Do________________________________________________________________________ 78
Устаревший оператор цикла______________________________________________________________ 79
6.4. Оператор цикла For__________________________________________________________________________ 79
Оператор Exit For_______________________________________________________________________ 80
6.5. Оглядимся вокруг____________________________________________________________________________ 81
Глава 7. Отладка программы__________________________________________________________ 82
7.1. Типы ошибок. Сообщения об ошибках.___________________________________________________________ 82
7.2. Отладка программы. Окна отладки. Режимы отладки._______________________________________________ 82
Глава 8. Типичные маленькие программы______________________________________________ 86
8.1. Вычислительная циклическая программа_________________________________________________________ 86
8.2. Роль ошибок________________________________________________________________________________ 86
8.3. Счетчики___________________________________________________________________________________ 87
8.4. Сумматоры_________________________________________________________________________________ 88
8.5. Вложение циклов в разветвления и наоборот______________________________________________________ 89
8.6. Вложенные циклы___________________________________________________________________________ 89
8.7. Поиск максимального из чисел_________________________________________________________________ 90
Глава 9. Графика____________________________________________________________________ 92
9.1. Объекты. Их свойства, их события, их методы_____________________________________________________ 92
9.2. Три способа рисовать________________________________________________________________________ 93
9.3. Первый способ - Загрузка в Visual Basic готовых изображений________________________________________ 94
Типы графических файлов_________________________________________________________________ 94
Регулировка размеров изображений_________________________________________________________ 94
9.4. Второй способ - Объекты Line и Shape___________________________________________________________ 96
9.5. Взаимное перекрытие объектов. Метод ZOrder_____________________________________________________ 96
9.6. Цвет в Visual Basic___________________________________________________________________________ 97
9.7. 3 способ - Рисуем при помощи графических методов________________________________________________ 98
Метод Pset____________________________________________________________________________ 100
Метод Line____________________________________________________________________________ 100
Метод Circle__________________________________________________________________________ 101
CurrentX, CurrentY, Step_________________________________________________________________ 101
Метод Cls_____________________________________________________________________________ 102
Метод Point___________________________________________________________________________ 102
Метод PaintPicture_____________________________________________________________________ 102
9.8. Используем в рисовании переменные величины___________________________________________________ 103
9.9. Использование случайных величин при рисовании________________________________________________ 105
Глава 10. Процедуры________________________________________________________________ 106
10.1. Зачем нужны процедуры пользователя_________________________________________________________ 106
10.2. Операторы Stop, End и Exit Sub___________________________________________________________ 108
10.3. Переменные вместо чисел___________________________________________________________________ 110
10.4. Константы_______________________________________________________________________________ 111
10.5. Процедуры с параметрами__________________________________________________________________ 111
Типы параметров_______________________________________________________________________ 113
Глава 11. Работа с таймером, временем, датами_________________________________________ 115
11.1. Тип данных Date___________________________________________________________________________ 115
Функции для работы с датами и временем суток_____________________________________________ 116
11.2. Таймер__________________________________________________________________________________ 117
Цикл без цикла_________________________________________________________________________ 117
11.3. Проект "Будильник-секундомер"______________________________________________________________ 118
Знакомимся с типом Boolean______________________________________________________________ 121
Делаем будильник_______________________________________________________________________ 121
Знакомимся с перечислимым типом данных__________________________________________________ 124
Таймер и моделирование_________________________________________________________________ 126
11.4. Анимация________________________________________________________________________________ 127
Анимация при помощи графических методов_________________________________________________ 127
Движем объекты_______________________________________________________________________ 127
"Движем" свойства объектов_____________________________________________________________ 128
Мультфильм___________________________________________________________________________ 128
О прозрачном цвете_____________________________________________________________________ 129
Глава 12. Работа с мышью и клавиатурой_____________________________________________ 130
12.1. Работа с мышью___________________________________________________________________________ 130
События MouseDown и MouseUp__________________________________________________________ 130
Событие MouseMove____________________________________________________________________ 131
Мышь рисует__________________________________________________________________________ 132
12.2. Работа с клавиатурой______________________________________________________________________ 132
События KeyDown и KeyUp_______________________________________________________________ 132
12.3. Проект - Гонки (игра)_______________________________________________________________________ 133
12.4. Задание на игру “Торпедная атака____________________________________________________________ 140
Часть III. Программирование на Visual Basic - второй уровень_ 141
Глава 13. Массивы_________________________________________________________________ 142
13.1. Переменные с индексами____________________________________________________________________ 142
13.2. Одномерные массивы переменных величин_____________________________________________________ 142
13.3. Двумерные массивы________________________________________________________________________ 144
13.4. Какие бывают массивы_____________________________________________________________________ 145
13.5. Использование массивов при программировании игр_____________________________________________ 145
13.6. Массивы элементов управления______________________________________________________________ 147
Глава 14. Разные звери в одном ковчеге_______________________________________________ 149
14.1. Тип Variant_______________________________________________________________________________ 149
14.2. Пользовательский тип данных________________________________________________________________ 149
14.3. Коллекции________________________________________________________________________________ 151
Объектные переменные__________________________________________________________________ 151
Коллекции_____________________________________________________________________________ 152
14.4. Рамка (Frame)_____________________________________________________________________________ 153
Глава 15. Элементы управления______________________________________________________ 154
15.1. Флажок (CheckBox)________________________________________________________________________ 154
15.2. Переключатель (OptionButton)_______________________________________________________________ 155
15.3. Полосы прокрутки (HScrollBar и VScrollBar)___________________________________________________ 156
15.4. Slider, ProgressBar__________________________________________________________________________ 156
15.5. Список (ListBox) и поле со списком (ComboBox)_________________________________________________ 157
Список (ListBox)________________________________________________________________________ 157
ComboBox (вариант "Раскрывающийся список")______________________________________________ 157
ComboBox (вариант "Простой Combo")_____________________________________________________ 158
ComboBox (вариант "Раскрывающийся Combo")______________________________________________ 158
Свойства, события и методы элементов управления ListBox и ComboBox._________________________ 158
15.6. Знакомство с другими элементами управления__________________________________________________ 159
Элементы MonthView и DTPicker__________________________________________________________ 159
UpDown_______________________________________________________________________________ 160
Элементы DriveListBox, DirListBox, FileListBox_______________________________________________ 160
RichTextBox____________________________________________________________________________ 161
ListView и TreeView______________________________________________________________________ 161
Закладка (TabStrip) и строка состояния (StatusBar)___________________________________________ 161
MSChart______________________________________________________________________________ 161
PictureClip____________________________________________________________________________ 161
ImageCombo___________________________________________________________________________ 161
MSComm______________________________________________________________________________ 161
Глава 16. Строки, файлы, обработка ошибок___________________________________________ 162
16.1. Строки___________________________________________________________________________________ 162
Таблица ASCII__________________________________________________________________________ 163
16.2. Файлы___________________________________________________________________________________ 163
16.3. Функция Shell_____________________________________________________________________________ 167
16.4. Обработка ошибок. Оператор On Error_________________________________________________________ 167
Глава 17. Функции. Параметры процедур и функций____________________________________ 169
17.1. Функции. Параметры функций________________________________________________________________ 169
17.2. Локальные переменные_____________________________________________________________________ 170
Статические переменные________________________________________________________________ 172
17.3. Массивы как параметры____________________________________________________________________ 172
17.4. Передача параметров по ссылке и по значению__________________________________________________ 173
17.5. Индукция. Рекурсия________________________________________________________________________ 173
17.6. Сортировка_______________________________________________________________________________ 175
17.7. Объекты, как параметры процедур____________________________________________________________ 176
Глава 18. Проект, который выглядит солидно__________________________________________ 178
18.1. Из чего бывает "сделано" приложение Windows__________________________________________________ 178
18.2. Элемент управления CommonDialog___________________________________________________________ 178
Пример открытия и сохранения файлов с помощью элемента Common Dialog______________________ 179
18.3. Панель инструментов Toolbar________________________________________________________________ 180
18.4. Проект - "Графический редактор"_____________________________________________________________ 182
Глава 19. Проекты из нескольких форм и модулей______________________________________ 185
19.1. Работа с несколькими формами_______________________________________________________________ 185
19.2. Модули кода______________________________________________________________________________ 186
19.3. Структура проекта. Окно Project Explorer.______________________________________________________ 186
Работа с несколькими модулями___________________________________________________________ 186
Работа с несколькими проектами__________________________________________________________ 187
19.4. Зоны видимости___________________________________________________________________________ 187
Зоны видимости переменных______________________________________________________________ 187
Зоны видимости процедур________________________________________________________________ 188
Зоны видимости констант и типов________________________________________________________ 188
19.5. Затенение________________________________________________________________________________ 189
19.6. Префиксы имен____________________________________________________________________________ 190
19.7. К чему все эти сложности?___________________________________________________________________ 190
Глава 20. Объекты пользователя_____________________________________________________ 193
20.1. Инкапсуляция - "Объект в футляре"____________________________________________________________ 193
20.2. Игра "Сачок". Постановка задачи_____________________________________________________________ 194
20.3. Таймер и общая механика работы проекта_____________________________________________________ 195
20.4. Этап проектирования_______________________________________________________________________ 195
20.5. Порядок создания объектов__________________________________________________________________ 195
20.6. Создаем ловца____________________________________________________________________________ 196
Объект пользователя - мозг без тела_______________________________________________________ 196
Как создать объект по его классу__________________________________________________________ 196
20.7. Создаем шар. Завершаем проект______________________________________________________________ 199
20.8. Еще об объектах___________________________________________________________________________ 202
Форма как объект______________________________________________________________________ 202
Свойства только для чтения______________________________________________________________ 202
Наследование, полиморфизм______________________________________________________________ 203
Глава 21. Visual Basic и Интернет_____________________________________________________ 204
21.1. Понятие об Интернет, Web-станицах и языке HTML______________________________________________ 204
21.2. Создание Web-страницы____________________________________________________________________ 204
21.3. Сценарий на Web-странице__________________________________________________________________ 205
21.4. Доступ к локальному диску__________________________________________________________________ 207
21.5. Собственный броузер_______________________________________________________________________ 209
Глава 22. Visual Basic и базы данных__________________________________________________ 210
22.1. Понятие о базах данных____________________________________________________________________ 210
22.2. Создаем заготовку базы данных при помощи Visual Data Manager___________________________________ 211
22.3. Работа с базами данных. Элементы управления Data и DBGrid. Язык SQL.____________________________ 212
Глава 23. До свидания_______________________________________________________________ 215
23.1. Нерассмотренные возможности Visual Basic____________________________________________________ 215
ActiveX_______________________________________________________________________________ 215
Windows API___________________________________________________________________________ 215
Многодокументный интерфейс - MDI_______________________________________________________ 215
OLE__________________________________________________________________________________ 215
23.2. Миг между прошлым и будущим______________________________________________________________ 215
Приложение 1. Необходимые сведения о компьютере и программе 218
Глава 24. Первое представление о компьютере и программе______________________________ 219
24.1. Что такое компьютер. Первое представление о программе.________________________________________ 219
24.2. Как человек общается с компьютером_________________________________________________________ 220
Глава 25. Программа и программирование_____________________________________________ 221
25.1. Список команд. Командный и программный режимы_____________________________________________ 221
25.2. Что важно знать о программе________________________________________________________________ 222
25.3. Понятие о процедуре. Может ли робот поумнеть?________________________________________________ 222
25.4. Программа для компьютера на машинном языке_________________________________________________ 223
25.5. Языки программирования___________________________________________________________________ 223
25.6. Пример настоящей программы для компьютера на языке Лого______________________________________ 225
25.7. Последовательность работы программиста на компьютере________________________________________ 226
25.8. Основные приемы программирования__________________________________________________________ 226
Глава 26. Устройство и работа компьютера____________________________________________ 229
26.1. Как устроен и работает компьютер____________________________________________________________ 229
26.2. Устройство и размеры оперативной памяти_____________________________________________________ 230
26.3. Взаимодействие программ в памяти___________________________________________________________ 231
26.4. Внешние устройства компьютера_____________________________________________________________ 231
26.5. Кодирование информации в компьютере_______________________________________________________ 234
Приложение 2. Работа в Windows. Ввод текста_____________ 236
Работа в Windows______________________________________________________________________________ 236
Включение и выключение компьютера. Первые шаги___________________________________________ 236
Работа с окнами Windows________________________________________________________________ 236
Файлы и папки________________________________________________________________________________ 237
Имена файлов и папок___________________________________________________________________ 238
Проводник_____________________________________________________________________________ 238
Логические диски. Адрес файла (путь, дорожка к файлу)_______________________________________ 239
Как вводить программу в компьютер или работа с текстом в текстовом редакторе__________________________ 239
Работа с одной строкой текста__________________________________________________________ 239
Работа с несколькими строками___________________________________________________________ 241
Окно кода - маленькое окно на большой лист с текстом________________________________________ 242
Копирование перемещение, удаление фрагментов текста______________________________________ 242
Волшебные кнопки отмены и возврата______________________________________________________ 243
Решение заданий________________________________________ 244
Список литературы_____________________________________ 270
Предметный указатель__________________________________ 272