Фирма как сеть контрактов. Многообразие фирм. Траектория развития фирмы. Институциональная теория развития. Типология инновации. Фирма: взгляд изнутри. Экономическая природа фирмы. Основные типы фирм: единоличные предприятия, партнерства, корпорации. Эволюция внутрифирменных структур.
Короткий и длительный периоды в деятельности фирмы. Издержки фирмы. Внешние и внутренние издержки. Альтернативные затраты (издержки). Бухгалтерские и экономические издержки. Постоянные и переменные издержки. Средние и предельные издержки. Выручка фирмы. Бухгалтерская и экономическая прибыль. Структура выручки предпринимателя. Общий, средний и предельный доход.
Функция фирмы: максимизация дохода в процессе производства обычных товаров и услуг. Совершенно конкурентные рынки и фирмы. Равновесие фирмы в краткосрочном периоде. Условие равновесия. Принцип максимизации прибыли. Предельная, допредельная и запредельная фирмы. Кривая предельных издержек как кривая предложения фирмы. Равновесие фирмы и равновесие отрасли.
Равновесие фирмы в долгосрочном периоде: понятие внутренней и внешней экономии. Издержки в долгосрочном периоде и их взаимосвязь с издержками в краткосрочном периоде. Кривая предложения фирмы и кривая предложения отрасли. Механизм вхождения в отрасль и выхода из нее. Равновесие отрасли.
Совершенная конкуренция. Достоинства и недостатки совершенной конкуренции.
Классификация рыночных структур. Рыночная власть.
Чистая монополия. Ее характерные черты. Виды монополии. Определение цены и объема производства. Показатели монопольной власти. Коэффициент А. Лернера. Индекс Херфиндаля-Хиршмана. Экономические последствия монополии. Потери общественного благосостояния, вызванные монополией. Х-неэффективность.
Монопсония. Двусторонняя монополия. Антимонопольное законодательство и регулирование: доводы «за» и «против». Антитрестовские законы и обеспечение их выполнения. Монополия и прогресс. Естественная монополия. Традиционные и современные способы регулирования естественных монополий.
Модель монополистической конкуренции: условия монополистической конкуренции; дифференциация продукта. Определение цены и объема производства. Краткосрочное и долгосрочное равновесие. Сравнение монополистической и совершенной конкуренции. Издержки монополистической конкуренции. Избыточные мощности. Неценовая конкуренция: реальная и мнимая дифференциация продукта; реклама. Ценовая дискриминация, ее предпосылки и формы.
Олигополия: характерные черты и причины распространения. Поведение фирмы-олигополиста в отношении цены и выпуска. Разнообразие форм олигополистического поведения: картели, лидерство в ценах и др. Анализ олигополии с применением теории игр.
Проблема взаимоотношения принципала-агента. Разделение собственника и управляющего как причина проблемы принципала-агента. Влияние правовых институтов на развитие корпораций (по Р. Ла Порте).
Варианты решения проблемы принципала-агента: соревнование агентов, участие агента в результатах (ESOP), фирма как коалиция агентов (кооперативы etc.).